Психологическая война во Вьетнаме
Соединенные Штаты широко использовали психологические операции, начиная с войны за независимость и до настоящего времени.

Значительное количество радиопередач и печатных материалов для использования во Вьетнаме готовилось на Окинаве 7 группой
психологических операций.В период войны во Вьетнаме телевидение стало крупным стратегическим пропагандистским средством. Американские войска создали студию и передающие станции, передали вьетнамцам телевизионные приемники и разрабатывали программы для гражданской и военной аудитории. Кроме того, развернули радиопередатчики для радиовещания на Северный и Южный Вьетнам, а местных жителей обеспечили транзисторными приемниками. Когда была отработана техника передач с воздуха с помощью громкоговорящих устройств и доставка по воздуху листовок в больших количествах, стали изготовляться специальные кассеты с записями заранее подготовленных текстов и листовки. Кроме того, небольшой адаптер, получивший наименование «своевременное слово» позволил организовать передачи обращений непосредственно с тактических радиопередающих станций через громкоговорящие устройства, установленные на борту самолетов. Сигнал, полученный на самолете с наземной радиостанции, мог немедленно передаваться или записываться на ленту для передачи на соответствующую аудиторию. Военные специалисты усовершенствовали технику распространения листовок, в результате появилась возможность сбрасывать их непосредственно на небольшие объекты с грузовых самолетов с больших высот. Простые расчеты высоты, скорости ветра и скорости снижения листовок обеспечивали точность их приземления на объект. Самолеты часто сбрасывали листовки над Тонкинским заливом в международном воздушном пространстве, а воздушный поток нес так прямо в Северный Вьетнам. Две (5 и 9) авиационные эскадрильи специальных операций были задействованы исключительно для решения задач психологических операций. По десяти малоскоростных самолетов из состава этих авиаэскадрилий базировалось в четырех тактических зонах. Самолеты были оснащены громкоговорящей системой и парашютами для сбрасывания листовок. Тесное взаимодействие между батальонами психологических операций сухопутных войск и авиаэскадрильями ВВС обеспечивало возможность быстрого реагирования на потребности, возникающие в ходе боевых действий на земле. Для разбрасывания листовок на обширных территориях иногда привлекались и самолеты В-52, С-141 и С-130. Управление по гражданской деятельности и поддержке революционного развития координировало все военные, политико-экономические и психологические аспекты войны в интересах командования по оказанию военной помощи Вьетнаму. Это управление объединяло советнические функции умиротворения и развития и выступало в качестве единого, логически последовательного и унифицированного органа, на уровне корпуса и провинции. Для оказания помощи провинциям по вопросам психологические операций от управления по гражданской деятельности и революционному развитию назначались советники, как правило, специалисты информационной службы США или офицеры, которые несли ответственность за всю пропагандистскую работу в гражданском секторе и среди военнослужащих в своем районе. В их распоряжении находились небольшие печатные станки, оборудование для связи с массами, протекторы, кинофильмы, а в отдельных случаях даже телевизионные приемники.Советники давали рекомендации и оказывали помощь южновьетнамским властям и союзным войскам в проведении ими психологических операций. Основная заслуга их состояла в том, что они являлись главными советниками вьетнамской информационной службы. Наиболее крупной и известной психологической кампанией была «Чью Хой» или программа «Оупен Армз». Смоделированная по образцу операции,проведенной в 1950 году англичанами по подавлению восстания в Малайе, кампания «Чью Хой» была одобрена в 1963 году и предусматривала прощение и реабилитацию всех, кто поддался на агитацию и временно последовал за коммунистами. Возвратившимся (получившим название «Хой Чан»), была обещана экономическая помощь и переселение их семей в более безопасные районы с выплатой им определенной суммы за принесенное с собой оружие. Отдельные обращения с обещанием хорошего отношения к «Хой Чанам», медицинского обслуживания и репатриации после окончания войны адресовались и к солдатам Северного Вьетнама. Кампания «Чью Хой», проведенная в период с 1963 по 1975 год, способствовала сдаче в плен примерно 250 тыс. солдат Вьетконга и ее северо-корейской армии. Большинство из сдавшихся в плен, однако, принадлежали к низшему звену или не имели идеологических убеждений. Из почти 183 тыс.«Хой Чанов», сдавшихся в плен в мае 1971 года, 171 человек - представители кадров высокого звена (командиры крупных частей и соединений, врачи, партийные руководители районного масштаба), 1055 человек - кадры среднего эвена (заместители командиров, медицинские сестры,инструкторы, партийные работники районного масштаба). Многие из сдавшихся в плен «Хой Чанов» низшего звена просто пытались избежать службы и трудностей Вьетконга. Важной задачей психологических операций во время войны во Вьетнаме были сбор информации о сбитых американских летчиках и военнопленных и проведение всевозможных кампаний за их возвращение, для чего использовались все доступные средства массовой информации. Во время войны во Вьетнаме внутри Соединенных Штатов не проводилось таких широких пропагандистских кампаний, как это было в период двух мировых войн. США использовали свою военную мощь с целью заставить вьетнамских коммунистов приступить к переговорам. Было очевидным, что материальные потери не смогут сломить воли коммунистов к сопротивлению. Коммунисты мужественно переносили свои потери благодаря широкой пропагандистской кампании.Недостатки США, которые выявились во время войны во Вьетнаме,показали, что для завоевания поддержки народа в любом конфликте, необходимо вырабатывать ясную и четкую национальную политику. Дальнейшие события подтвердили, что в демократическом обществе очень важно заранее заручиться общественной поддержкой возможной продолжительной войны, для чего необходимо проводить эффективные пропагандистские кампании, направленные на достижение положительного общественного и мирового мнения по отношению к приближающейся войне.Эти мероприятия должны проводиться одновременно с контрпропагандой с тем, чтобы нейтрализовать пропаганду противника.

quehuong.narod.ru



Hosted by uCoz