Использование пропаганды вьетнамскими коммунистами
В 1941 году Хо Ши Мин и вьетнамские коммунисты сформировали
Вьетминь для свержения французского господства в Индокитае. Это
послужило началом длительной борьбы вьетнамских коммунистов, которая
должна была постепенно привести к установлению их контроля во всем
Индокитае.
Вьетнамские коммунисты основывали свою стратегию на теории
революционной войны Мао Цзадуна, который огромное значение придавал
роли пропаганды;
«… должна быть политическая программа … без конкретной,
специальной, политической программы мы не сможем мобилизовать
вооруженные силы и весь наш народ к сопротивлению... Как мобилизовать?
Устной пропагандой, листовками, информационными сообщениями,
газетами, книгами и кинофильмами, а также с помощью учебных заведений,
массовых организаций и кадровых работников».
Генерал Во Нгуен Зиап, командующий вьетнамскими
коммунистическими войсками, также придавал большое значение
пропаганде, считая ее важным фактором в революционной войне. Он
подчеркивал необходимость определения политических целей,
основывающихся на общественной поддержке. Он говорил, что
политические цели должны быть определяющими в военных операциях;
пропаганда и военные операции должны быть скоординированными,
пропаганда должна вдохновлять коммунистов на борьбу и одновременно
подавлять волю противника к сопротивлению .
Вьетнамцы были марксистами-ленинцами, но они использовали
национализм в своей пропагандистской работе для объединения
вьетнамского народа против французского колониального господства. Они
успешно применяли вьетнамский патриотизм и избегали негативного вмешательства коммунизма как внутри своей страны, так и за рубежом (после
прихода к власти вьетнамские коммунисты подавили многие
националистические элементы, которые когда-то их поддерживали).
Вьетнамцы активно проводили психологические операции в борьбе с
французами. В частности, они использовали антивоенные и антиколониальные настроения в самой Франции с целью исключить поддержку войны
со стороны народа. Положение французов впоследствии усложнилось, так
как французское командование не смогло понять политические и
психологические цели революционной войны коммунистов. У французского правительства не оказалось настоящей политической программы,
направленной на мобилизацию вьетнамского народа, хотя и были
предприняты отдельные попытки с целью сплотить народы Индокитая на
базе антикоммунизма. Потери французов росли, а признаков окончания
войны не было видно; поддержка ее французской общественностью
ослабевала. Все эти факторы наглядно проявились в сражении за Дьенбьенфу
в 1954 году, когда французы потерпели военное и политическое поражение.
Это окончательно подорвало национальный дух французов и обусловило
вывод французских войск из Индокитая.
Психологические операции северовьетнамцев против американского
вмешательства во Вьетнам проводились одновременно с кампаниями
вьетнамцев против Франции. Основные усилия при проведении
психологических операций коммунистов сосредоточивались на
стратегическом уровне и были направлены на то, чтобы повернуть
общественное мнение американского народа против войны, заставить
вывести американские войска из Индокитая и прекратить его поддержку.
Коммунисты выступали тогда как националисты, защищающие свою землю
против империалистической агрессия. Такие действия обеспечивали
сплочение народа в поддержку их борьбы как в самом Вьетнаме, так и среди
многих нейтральных стран. Эти действия были также эффективны и при
завоевании поддержки со стороны многих слоев населения западного мира.
Подобные меры вынуждали Соединенные Штаты психологически
обороняться, так как им приходилось защищаться от обвинений в
«империализме» и «агрессии».
Коммунисты умело использовали в своих интересах психологическую
уязвимость американского общества. К таким уязвимым сторонам относился
американский национальный характер, который требовал быстрых
результатов и сосредоточения военных усилий на боевых действиях с
обычными средствами, а также несогласованность программ по обеспечению
внутренней безопасности зарубежных стран, упаднические и антивоенные
настроения. Они использовали также в своих целях отсутствие цензуры на
военную информацию, свободу деятельности коммунистических
организаций и групп в мобилизации антивоенной и прокоммунистическое
поддержки как в самой Америке, так и в странах западного мире.
Крупные наступательные операции коммунистов, такие как «Тет»,
проведенная в 1968 году, и операция по вторжению «Истер» 1972 года,
преследовали не только военные, но и психологические цели.
Наступательная операция «Тэт» 1968 года показала, что коммунисты могут
выиграть войну, хотя они и захватили в этой операции всего лишь один из
своих крупных объектов - город Хюэ, и понесли при этом очень большие
потери. Однако американцам в США показали по телевидению, как войска
коммунистов ведут широкомасштабное наступление на всей территории
Вьетнама, даже бои в непосредственной близости от американского посольства в Сайгоне. Вьетнамские коммунисты одержали значительную
психологическую победу, так как им удалось нанести удар по уверенности
американского народа в победе и исключить общественную поддержку
войны.
Коммунисты использовали мирные переговоры в Париже как
пропагандистский форум, с трибуны которого они оказывали влияние на
общественное мнение, разоблачали американскую мораль путем затягивания
переговоров и тем самым завоевывали политическое признание со стороны
Южного Вьетнама.
В результате психологических операций, проведенных коммунистами
против Соединенных Штатов, были выведены американские войска из
Вьетнама, прекращена военная помощь Республике Вьетнам, Камбодже и
Лаосу, а также изолированы антикоммунистические силы от поддержки
извне; Америка отказалась помогать союзным правительствам в период
наступления коммунистов в 1975 году.