Рецензия на книгу: История Вьетнама. Т.I. Ханой, 1971 (Lich su Viet Nam. T.I. Ha Noi, 1971)


Первый том “Истории Вьетнама”, охватывающий период с древнейших времен до середины ХIХ в., подытоживает почти двадцатилетний период развития марксистской исторической науки в ДРВ.


Книга обобщает огромную работу вьетнамских историков по разработке конкретных научных проблем и солидный опыт написания сводных трудов по истории Вьетнама, накопленный в ДРВ. Ее создание было бы невозможно без фундаментальных исследований по древней и средневековой истории, истории нового времени, по таким проблемам, как традиционная аграрная структура, национально-освободительная борьба, социальные движения, культура без кропотливого труда по публикации (почти всегда – впервые) основных источников по истории страны. Появлению ее предшествовали широкие дискуссии по ключевым проблемам истории, в ходе которых были выработаны общие концепции, изложенные в книге. Рецензируемый труд является плодом коллективного творчества вьетнамских ученых, без многолетних усилий которых изучение истории страны, особенно древней и средневековой, осталось бы на том относительно низком уровне, на каком оно находилось до Августовской революции. В колониальный период ни французские, ни немногочисленные вьетнамские историки вообще не занимались “сквозным” изучением истории страны. Лучшее из того, что оставили первые – несколько фундаментальных работ по частным проблемам политической истории и права. Что же касается вторых, то составленные ими сводные работы, например наиболее известная из них – “Очерк истории Вьетнама” Чан Чонг Кима, оставались практически некомментированным изложением в хронологическом порядке событий политической истории, отчасти – описанием культуры верхушки вьетнамского общества. Создание сводной истории Вьетнама стало делом историков ДРВ, и рецензируемая книга позволяет судить, насколько успешно это было сделано.


Изложение строится по хронологически-тематическому принципу: внутри каждого периода материал сгруппирован по основным проблемам. Наряду со сведениями по политической истории Вьетнама каждая глава содержит материалы об экономике, о положении социальных слоев, состоянии литературы, искусства, науки в данный период. Многие проблемы, освещенные в книге, например, национальная политика традиционного вьетнамского государства, история религий, видимо, были специально разработаны для этого издания. Особо надо отметить строгость манеры изложения.


Необходимо учесть обстановку тех дней, когда создавалась рецензируемая книга – необъявленная война США против ДРВ шла уже несколько лет, народы Вьетнама, Лаоса, Камбоджи вели упорную борьбу за национальный суверенитет. Все это определило особое внимание авторов к проблемам борьбы вьетнамского народа за единое независимое государство на всех этапах его истории. Большое внимание к вопросам военной истории, характерное для исторической науки ДРВ последнего десятилетия, ощущается на протяжении всего тома и ярким проявлением его является то, что из 19 картосхем, помещенных в книге – 11 посвящены войнам или отдельным сражениям.


Главы 1 – 4 излагают историю Вьетнама с древнейших времен до сформирования централизованного государства (Х – ХI вв.). Предложена следующая периодизация: а) первобытный строй, б) “начальная” государственность (возникновение государства относится не позднее, чем к IV в. до н.э.), в) период восточного феодализма (с начала н.э.).


Основываясь на новейших археологических открытиях во Вьетнаме и в других странах Юго-Восточной Азии, авторы датируют вступление жителей бассейна Красной реки в век металла рубежом III – II тыс. до н.э., т.е. ранее, чем в более северных областях на Дальнем Востоке. Таким образом, развитое производящее хозяйство – поливное рисоводство с использованием металлических орудий – насчитывало в северном Вьетнаме к началу I тыс. до н.э. не менее десяти веков. Это позволило по-новому взглянуть на сообщения письменных источников о существовании у предков вьетнамцев своего государства значительно раньше III в. до н.э. и о правившей в нем династии Хунг: авторы признают их исторической реальностью для длительного периода, предшествовавшего появлению государства Аулак в III в. до н.э.


Подводя итоги длительной дискуссии по вопросу о социальном устройстве государства Аулак и его формационной принадлежности, авторы отказались от четкой дефиниции (как и применительно к Ванлангу). Аулак III – I вв. до н.э., по их мнению, уже раннегосударственное образование, основанное на собираемом с общинников ренте-налоге, но не феодальное государство. Авторы справедливо считают Аулак фактически самостоятельным на протяжении III – I в. до н.э.


Переходя к истории вьетского государства начала нашей эры, когда внутри него происходили существенные экономические и социальные перемены и одновременно обострилась внутриполитическая обстановка в связи с попытками ассимиляции со стороны ханьцев, авторы рассматривают первые века нашей эры уже как период феодализма. Скудность источников не позволяет ни подтвердить, ни опровергнуть это положение, но при современном состоянии науки предложенная периодизация – наиболее удачна.


В главах, посвященных I – Х вв., большое внимание уделяется освободительным войнам и восстаниям вьетов против власти китайской империи, составлявшим основу политической истории Вьетнама этих веков. Подчеркивается существование в период номинального включения в состав Китая местных правителей, носивших титул губернаторов, но фактически не зависимых от империи. Этот момент, а также анализ специфических для Вьетнама VII – IX вв. внутренних социально-экономических и культурных процессов, подготовивших наряду с усиливающейся освободительной борьбой и укрепляющейся внутриполитической самостоятельностью вывод китайских войск к 880 г. – важное достижение исторической науки ДРВ. Показ большого размаха освободительного движения VII – IX вв., пересмотр традиционной схемы, согласно которой только официальное провозглашение независимости Нго Куеном в 939 г. считалось временем восстановления независимости, позволили дать соответствующую подлинным фактам картину.


Главы 5 – 8 тома посвящены истории независимого Вьетнама в Х – первой половине ХIХ вв. Здесь выделяется вьетско-сунская война 1075--1077 гг., начавшаяся походом вьетских войск в южный Китай с целью “ликвидировать базы агрессии противника” (стр.172). Затем военные действия были перенесены на территорию современного северного Вьетнама, откуда китайские войска вскоре были изгнаны. По мнению авторов книги, вследствие победы, одержанный в этой войне вьетской армией под командованием полководца Ли Тхыонг Киета, сунский Китай признал Вьетнам независимым государством (стр.181).


В ХI – XII вв. складывается централизованное государство Дайвьет (Великий Вьет) со столицей в Тханглонге, поэтому вполне обоснованно в книге подробно рассматривается время правления династии Ли (1009 – 1225). При ней был создан централизованный административный аппарат, основная масса служащих которого не получала жалованья, а жила за счет сборов с общинников, проживавших на управляемой тем или иным чиновником территории (см. стр.152). Комплектование штата чиновников осуществлялось посредством конкурсных экзаменов, которые стали проводиться тогда же. Много внимания дом Ли уделял армии, состоявшей из королевской гвардии и регулярных формирований, размещенных в отдельных районах по всей стране. Отдельные представители вьетской знати имели свои собственные войска, но они всегда находились под контролем правящего дома.


ХI – ХII вв. характеризовались позитивными сдвигами в развитии экономики. Своей экономической политикой правители из дома Ли стремились “укрепить могущество централизованного государства, защитить права правящего слоя, а также заботились о развитии экономики и жизни крестьян” (стр.154). Преобладала государственная собственность на землю; существовали три категории земель: общинные, казенные и пожалованные. Общины при династии Ли занимали большую часть земель и сохранили во многих отношениях самостоятельность. Распространилось и частное землевладение.


Происходят важные изменения в идеологии дайвьетского общества того времени: это был период расцвета буддизма, но, как указывают авторы, тогда же определенное распространение получает и конфуцианство (см. стр.163). При Ли был открыт храм Конфуция – Ван-миеу и центральное конфуцианское учебное заведение средневекового Вьетнама – Куок-ты-зям, сыгравший видную роль в интеллектуальной жизни и формировании образованного слоя в традиционном Вьетнаме.


Последующие династии, правившие в Дайвьете, развивали традиции, заложенные первыми вуа (императорами) из дома Ли. Особенно это показательно для дома Чан (1226 – 1400). Но нормальному социально-экономическому и политическому развитию страны мешала угроза монгольского завоевания. Вьеты в XIII в. отразили три нашествия монголо-китайских войск – в 1258, 1285 и 1287 – 1288 гг. В этой связи подробно освещается деятельность талантливого полководца Чан Хынг Дао (Чан Куок Туана), возглавлявшего вьетскую армию (см. стр.196–216).


В ХIV в. с ростом частного землевладения государство Чан клонится к упадку. В середине ХIV в. ширятся многочисленные оппозиционные движения, наиболее активными участниками которых были но-ти (домашние слуги, положение которых было близко к рабскому) и беднейшие крестьяне (см. стр.227–229).


В этой обстановке на исторической сцене появляется Хо Куи Ли, реформы которого до сих пор вызывают дискуссии среди ученых. Впервые эта проблема во вьетнамской марксистской науке была затронута Минь Чанем в 1955 г. В отличие от представителей других школ, рассматривавших Хо Куи Ли лишь как узурпатора и тем самым оправдывавших обращение представителей некоторых близких к династии Чанов родов за помощью к китайскому императору ради восстановления законной династии, он подчеркнул прогрессивные черты упомянутых реформ, имевших целью укрепление центральной власти. Но действия Хо Куи Ли, пишет Минь Чань, не опирались на широкую социальную базу, и потому он потерпел поражение .


В итоге дискуссий о Хо Куи Ли, проведенной на страницах журнала “Исторические исследования” в 1960 – 1964 гг., был сделан вывод, что реформы Хо Куи Ли при всей их прогрессивности были ограниченными, верхушечными .


Освещение деятельности Хо Куи Ли и основанной им в 1400 г. династии Хо в рецензируемой книге занимает заметное место. Авторы кратко характеризуют личность самого Хо Куи Ли, излагают содержание его реформ, главными из которых в области социально-экономической названы ограничение земельных владений до 10 мау, числа но-ти и выпуск бумажных денег. Оценивая реформы Хо Куи Ли авторы “Истории Вьетнама” считают, что они имели “некоторые определенно позитивные моменты, но в целом не отвечали запросам развития общества и насущным требованиям нации”, каковыми являлись “привлечение на свою сторону простого люда и укрепление единства нации” (стр.233). Деятельность Хо Куи Ли была направлена прежде всего на удовлетворение его личных интересов, против дома Чан, и не получила поддержки масс. Авторы тома возлагают на Хо Куи Ли ответственность за потерю Вьетнамом независимости в результате вторжения в 1406 г. армии минского Китая (см. стр.235).


Политика минской администрации во Вьетнаме в 1407 – 1427 гг. носила, как убедительно показывают авторы тома, ярко выраженный грабительский, ассимиляторский характер и имела отрицательные последствия для развития вьетского общества (см. стр.236–237). В ответ во Вьетнаме развернулось национально-освободительное движение, кульминацией которого явилось Ламшонское восстание (1418 – 1427 гг.). Рассмотрению хода этого массового антикитайского движения, полководческому искусству его руководителей, в частности, выдающегося политического деятеля, поэта и ученого ХV в. Нгуен Чая, посвящена значительная часть главы 6.


ХV в. считался традиционной историографией “золотым веком” вьетнамского средневековья. По мнению историков ДРВ, при династии Поздних Ле (с 1428 г.) происходило усиление власти императора, землевладельческая знать стала больше подчиняться правящему дому.


В обществе ХV в. сложилась следующая структура основных социальных групп: господствующий слой состоял из аристократов правящего дома Ле, чиновников и помещиков (частное землевладение продолжало расширяться); крестьянство делилось на два слоя – арендаторы (та-диен), составлявшие большинство, и крестьяне, самостоятельно ведущие свое хозяйство (нонг-зан-ты-кань) (см. стр.274). В ХV в. почти полностью исчезает институт но-ти. Развитие производства, стабилизация экономического положения, отмечает “История Вьетнама”, сглаживала социальные противоречия (см. стр.274–275).


В ХV в. усиливается строгая иерархичность общества, происходит дальнейшее распространение конфуцианства. Это был век большого расцвета культуры, среди деятелей ее выделяются имена поэта и ученого Нгуен Чая, историков Фан Фу Тиена и Нго Ши Лиена. Вместе с тем сказалось и усиление власти императора – в литературных произведениях все больше внимания уделяется прославлению его личности.


“Золотой век” сменяется периодом ослабления централизованного государства. С ХVI в. междоусобицы охватывают всю страну, и в 1527 г. власть в стране берет в свои руки дом Мак. Эту дату авторы рецензируемого тома, в отличие от распространенной ранее точки зрения, считают концом правления династии Поздних Ле (см. стр.288). Последовавший за этим период (ХVI – ХVIII вв.) характеризовался противоборством двух крупнейших домов – Чинь, правившего на севере, и Нгуен – на юге.


Последняя 8 глава книги охватывает период начиная с ХVIII в., когда, как пишут вьетнамские авторы, во Вьетнаме начинается общий социальный кризис (см. стр.319). С этим периодом связан вопрос о времени появления ростков рыночных отношений во Вьетнаме. В исторической пауке ДРВ существовало две точки зрения: первая – что в период феодализма не было зачатков капитализма, и вторая (которой придерживалось большинство историков ДРВ), утверждавшая, что капитализм во Вьетнаме зародился до европейской экспансии, в ХVII – ХVIII вв. В рецензируемой работе указывается, что развитие экономики, и в частности рост товарно-денежных отношений, создал в XVIII в. “предпосылки для появления зародышей капитализма” во Вьетнаме (см. стр.321). Феодальные отношения в этот период превращаются в преграду на пути развития производительных сил общества (см. стр.322).


Показав проявление социального и политического кризиса во владениях Чиней и Нгуенов, авторы переходят к освещению крупнейшего крестьянского восстания в истории Вьетнама – движения Тайшонов (1771 – 1802 гг.), начавшегося под лозунгом “возьмем добро богачей и раздадим бедным” (см. стр.337). В книге дается высокая оценка восстания п подробно описывается отражение Тайшонами сиамской агрессии (1784 – 1785 гг.) в дельте Меконга и китайской (1786 – 1789 гг.) на севере Вьетнама, характеризуется деятельность его руководителей по объединению страны (см. стр.340–358). Меньше внимания уделено причинам поражения Тайшонов и перерождению его руководителей – проблемам, имеющим большое значение, но еще не решенным .


Заключительные разделы посвящены правлению династии Нгуенов в первой половине ХIХ в. Опираясь в основном на помещиков, династия Нгуенов проводила политику укрепления центральной власти в стране, что зачастую вызывало восстания вьетнамских крестьян и горцев, в которых также приняли участие отдельные представители правящего слоя (см. стр.381–386).


Освещение вьетнамской истории в этом разделе ведется в более обобщенном плане и почти в отрыве от начавшегося проникновения в страну европейцев. Хотя понятно, что европейская экспансия во Вьетнаме будет рассматриваться в следующем томе, целесообразность такого подхода к истории первой половины ХIХ в. представляется спорной.


Рецензируемая книга знаменует собой новую ступень в развитии марксистской историографии ДРВ. Ее авторы попытались с марксистских позиций осветить историческое развитие вьетнамской нации, проследить в нем проявление общеисторических закономерностей, дать правильную оценку событиям национальной истории. В книге удачно сочетаются обобщение результатов предыдущих исследований и изложение обширного фактического материала, что помогает читателю получить четкое представление об истории страны.


“История Вьетнама” – это не только академическое издание, но и значительное политическое произведение, в свете сегодняшней вьетнамской действительности осмысляющее славное прошлое страны. Не удивительно, что эта книга стала одним из основных массовых учебных пособий в ДРВ: она знакомит не только с историей Вьетнама, но и с боевым духом вьетнамского народа.


Hosted by uCoz