Реформирование предприятий во Вьетнаме: реакция новых частных и государственных компаний
Два исследования в кратком изложении, подготовленном Джедом Фридманом
Вьетнам добился высоких темпов роста экономики после претворения в жизнь программы «Дой Мой» («обновление» по вьетнамски), плана рыночных экономических реформ, утвержденного в конце 1980 х годов. Реформа предприятий, являвшаяся важной составной частью плана реформ, предусматривала реструктуризацию государственного сектора, разрешение создания новых частных предприятий и активное привлечение иностранных инвестиций в промышленный сектор. За последнее десятилетие предприятия всех трех основных форм собственности — государственные предприятия, новые частные фирмы и частично или полностью принадлежащие иностранным инвесторам компании — нарастили объемы выпускаемой продукции. Хотя данный период динамичного развития экономики Вьетнама стал предметом многих исследований, вопросу влияния вьетнамских рыночных реформ на работу и экономические результаты предприятий уделялось недостаточное внимание. Восполнить данный пробел смогут две недавно законченные работы: Макмиллан и Вудраф (1998 год) исследуют виды взаимосвязей между как новыми фирмами, так и приватизированными кооперативами; Малески с соавторами (1998 год) проанализировали реформу в государственном секторе и сделали попытку определить, как реформирование государственного сектора повлияло на работу непосредственно предприятий.

Как межфирменные контакты влияют на экономику Вьетнама.


Макмиллан и Вудраф использовали данные опроса представителей вьетнамских фирм для изучения межфирменных контактов и их влияния на торговлю во Вьетнаме. На торговые отношения во вьетнамской экономике оказывают влияние два негативных фактора: сложность нахождения партнера и отсутствие силы, обеспечивающей выполнение контрактных обязательств. Высокие издержки на поиск партнеров заставляют вьетнамские фирмы развивать долговременные отношения на основе кооперации. Взаимосвязанные сделки по движению товаров и кредитных ресурсов выступают своеобразным заменителем судебной системы, так как если, к примеру, покупатель каким либо образом вовлечен в определенную производственную кооперационную цепочку, то его поставщик может прекратить поставку ему товаров в случае накопления покупателем чрезмерной задолженности. Авторы предприняли попытку проанализировать, как действует эта система неформальных отношений,какие факторы определяют успешную кооперацию и каковы издержки использования неофициальных договорных отношений.Авторы выяснили, что сильные двусторонние отношения налажены между многими фирмами. Во Вьетнаме существуют два вида подобных отношений: первый основан на существовавших ранее семейных или дружеских связях, а второй представляет собой контакты между производителями подобных товаров. Частные фирмы используют связи обоих видов для изучения потенциальных торговых партнеров до заключения с ними сделок и для последующего отслеживания состояния партнеров уже в процессе деловых отношений. Наказание за невыполнение обязательств может затрагивать только двухсторонние отношения (кредитор отказывается от продолжения сотрудничества с должником) или быть совместным (другие фирмы также получают информацию о неблагонадежности должника и прекращают поддерживать с ним деловые отношения).Макмиллан и Вудраф представили размеры торгового кредита, предоставляемого фирмой своему клиенту,как показатель доверия между партнерами. Авторы пришли к выводу,что издержки на поиски нового партнера стимулируют развитие торгового кредита. В условиях вьетнамской экономики затраты на поиски новых партнеров будут существенно выше,чем в промышленно развитых странах, что связано со слабостью информационной инфраструктуры. Более того, потребность в межфирменном торговом кредите гораздо выше во Вьетнаме, чем в промышленно развитых странах, так как вьетнамские фирмы имеют меньше возможностей по привлечению банковского финансирования. Подобные кредиты предоставляются исключительно на основе «джентльменских» соглашений,так как нормативная база не содержит эффективных средств защиты прав кредиторов. Репутация также играет важную роль. Если руководители предприятия могут получить информацию о своем заказчике от другого партнера этого заказчика или от членов своих семей, то шансы заказчика на получение торгового кредита значительно возрастают. Также фирмам легче получить торговый кредит, если они кредитуются в банках. Информация о том, что клиент получил кредит в банке, может служить определенной гарантией для продавца, что товарный кредит будет возвращен. Возникновение подобной системы деловых отношений может являться следствием слабости и неэффективности банковской системы Вьетнама, а также невозможности кредиторов использовать законодательно предусмотренные средства защиты своих прав.
Подобные неформальные связи достаточно эффективны в обеспечении исполнения коммерческих сделок в условиях отсутствия адекватных юридических механизмов, однако их применение сопряжено с определенными издержками как для фирм, так и для экономики в целом.Постоянные тесные контакты с одними и теми же торговыми партнерами могут исключать возможность установить коммерческие отношения с новыми фирмами. Как свидетельствуют данные, собранные Макмилланом и Вудрафом, фирмы зачастую отвергают более выгодные сделки,предлагаемые компаниями, с которыми они не имеют никаких неформальных контактов.Небольшие фирмы используют неформальные контакты не так, как крупные предприятия. Малые предприятия и компании, развивающиеся медленно, больше полагаются на родственные связи, а крупные и быстро растущие фирмы — нет. Это говорит о том, что для достижения успеха, а не только обеспечения выживания компания должна меньше полагаться на родственные контакты своих владельцев или управляющих.Неформальные межфирменные контакты играют важную роль и для крупных фирм, так как они пользуются услугами других компаний, работающих с ними в одной отрасли,для получения информации и новых поставщиках. Все свидетельствует о том, что контакты между фирмами одной отрасли представляют собой открытую систему и не создают барьеров для выхода на рынок новыхпредприятий, не ограничивая тем самым рост предприятий так, как это происходит в рамках системы неформальных межфирменных контактов,основанной на родственных отношениях.

Как реформы повлияли на работу государственных предприятий во Вьетнаме.

Малески с соавторами (1998 год)основное внимание в своем исследовании уделили анализу последствийпроведения реформирования предприятий для отдельных фирм. Они проанализировали, как реформы изменили принципы работы государственных предприятий. Предприятия государственного сектора во Вьетнаме традиционно обеспечивали меньшую долю ВВП, по сравнению с аналогичными показателями стран Восточной Европы, бывшего СоветскогоСоюза или Китая. В 1996 году государственные предприятия Китая произвели только 29% ВВП. Наибольшую долю государственные предприятия занимают в обрабатывающей промышленности и некоторых других отраслях. Тем не менее задолженность государственных предприятий может представлять серьезную проблему для вьетнамской экономики.Общий долг государственных предприятий достигает $30 млрд., что на 20% превышает совокупный объем продукции, произведенной на государственных предприятиях, и эквивалентно ВНП страны в 1997 году.Это подчеркивает необходимость проведения реформ в государственном секторе экономики. Начальная стадия реформ предусматривала ликвидацию или слияние множества небольших и неприбыльных предприятий: только в 1989 году были ликвидированы 5000 из 12000 государственных предприятий. Также широко использовалась практика объединения государственных предприятий в финансово промышленные группы или конгломераты. Однако другие меры в рамках общей программы реформ еще не привели к столь же впечатляющим результатам. Реформа получила великолепное законодательное обеспечение: были разработаны законы о корпоративном управлении, самостоятельности предприятий, совершенствовании стандартов бухгалтерского учета и отчетности,развитии внутреннего управления на предприятиях и создании конкурентной среды. Однако эти законы выполнялись крайне непоследовательно и неэффективно.
Исследователи опросили руководителей высшего и среднего звеньев государственных и частных предприятий. На основе этого опроса ими были выделены шесть ключевых условий обеспечения успеха реформ:
•предоставление предприятиям самостоятельности и ликвидация централизованного бюрократического управления;
•введение жестких финансовых ограничений;
•расширение внутренней и внешней конкуренции;
•введение свободного ценообразования, зависящего исключительно от рыночной конъюнктуры;
•создание на предприятиях института правлений и реформа управленческой иерархии;
•внедрение новых методов управления.
Все эти шаги нашли свое отражение в законодательных и нормативных актах. В данном исследовании проанализированы эти направления реформ. Результаты приведены ниже.
•Самостоятельность предприятий.
Предоставление предприятиям самостоятельности означает передачу им всех прав свободно устанавливать цены на свою продукцию, определять объем выпуска продукции и выбирать поставщиков без какого либо вмешательства со стороны органов государственной власти. Попытки объединить государственные предприятия в государственные акционерные общества являются ярким примером централизованного принятия правительственных решений,противоречащих идее развития самостоятельности предприятий. Авторы приходят к выводу, что руководители предприятий более восприимчивы к переменам, чем министры, хотя министерства продолжают играть важную роль в осуществлении предприятиями хозяйственной деятельности,особенно в сфере выработки стратегических решений на уровне правлений. Предприятия не обладают полной самостоятельностью и в кадровых вопросах, о чем свидетельствует крайне низкий процент среди опрошенных сотрудников, которые серьезно опасались увольнения или понижения по службе. Однако в то же время руководители предприятий назвали прибыль как главный фактор, влияющий на принятие решений.
•Жесткие финансовые ограничения.
Государственное предприятие должно нести полную ответственность за свои действия, в том числе и в случае банкротства. Субсидии,льготные кредиты, налоговые льготы и межфирменное кредитование должны быть в значительной степени сокращены. Ликвидация 5000 из 12000 предприятий наглядно показала, что правительство не будет спасать фирмы от банкротства. Опросы руководителей показали, что управление издержками и финансовые показатели стали важными приоритетами припринятии текущих управленческих решений на вьетнамских предприятиях. Однако некоторые руководители по прежнему уверены в том, что государство спасет их фирмы от банкротства, и поэтому принимают нереальные стратегии развития. Установление жестких финансовых ограничений для предприятий, таким образом, должно быть одним из приоритетов вьетнамских политиков.
•Конкуренция. 
Реформаторы во Вьетнаме рассчитывали разрушить старую систему монопольного контроля над предприятиями и ценами за счет развития внутренней и внешней конкуренции. Конкуренцию во Вьетнаме можно развивать путем упразднения лицензирования импорта и инвестиционных операций, отмены квотирования объемов производства, отказа от контроля над ценами и других методов государственного вмешательства в экономику, предоставляющих преимущество одним фирмам за счет других. Развитие конкуренции вынудило государственные предприятия принимать решения, исходя из запросов потребителей. Начал развиваться рынок высококвалифицированных специалистов и управляющих высшего звена. Создание конгломератов государственных предприятий препятствовало развитию конкуренции, так как такой процесс приводил к концентрации монопольной силы в руках нескольких государственных корпораций, хотя в некоторых государственных группах предприятия, входящие в группу, могут конкурировать друг с другом или с материнской (головной) корпорацией.
•Цены. 
Государственные предприятия должны иметь возможность назначать цены, исходя из состояния рыночной конъюнктуры и реальных издержек производства. В настоящее время фирмы уже закупают сырье и комплектующие по рыночным ценами понимают необходимость введения конкурентной системы ценообразования готовой продукции, хотя не все в конечном итоге оказываются в выигрыше от этого. Это оказывает неоднородное влияние на систему оплаты труда работников. Многие фирмы ввели сложную систему оплаты труда в зависимости от производительности труда работников. Другие сохранили устаревшую систему оплаты труда в зависимости от выслуги лет,не учитывающую производительность труда. Некоторые предприятия сталкивались с определенными трудностями при получении из министерств разрешений на продвижение по службе своих сотрудников.
•Реформа управления.
Реформы, проводимые во Вьетнаме, предусматривают замену в системе управления предприятиями соответствующих комитетов и министерств независимыми органами — правлениями. Однако перемен практически не произошло — большинство членов правлений по прежнему назначаются в министерствах. Реформа системы управления на более низких уровнях продвигается медленно, но уже привела к положительным результатам. На многих предприятиях было сокращено количество отделов, ликвидированы ненужные уровни принятия решений и усовершенствованы системы отчетности. Необходимо сокращать количество внутренних административных подразделений и вводить сбалансированную управленческую иерархию, которая бы предусматривала увеличение полномочий управленцев низшего звена.
•Новые принципы управления.
В случае успеха реформ управляющие смогут действовать самостоятельно и получат возможность сконцентрироваться на повышении производственных показателей за счет внедрения современных методов и принципов управления. Авторы выделяют четыре подобных метода: продвижение коллективного видения,стимулирование инноваций, развитие внутренних и внешних программ повышения квалификации и совершенствование внутренних процедур.Внедрение этих методов проходило спеременным успехом. Хотя некоторые фирмы предприняли попытки стимулировать инновационные процессы путем материального поощрения своих работников, проявляющих инициативу и предлагающих инновационные решения, большинство управленцев все же не считают подобные методы работы эффективными.При этом руководители высшего звена более скептически относятся к поощрению творчески мыслящих работников, чем их коллеги с низших уровней управления. Хотя управляющие утверждают, что они полностью поддерживают идею постоянного повышения квалификации сотрудников, более часто они используют внутрифирменные программы повышения квалификации, чем направляют сотрудников на внешние курсы. Внешние курсы по повышению квалификации доступны исключительно управляющим высшего звена в том случае, если существует гарантия, что такой сотрудник не уйдет на другую работу.
Несмотря на некоторую непоследовательность и фрагментарность реформ, государственные предприятия смогли добиться существенного увеличения темпов роста объемов производства. Государственные предприятия все еще не являются полностью независимыми экономическими субъектами, так как государственные органы по прежнему контролируют кадровые вопросы и требуют от некоторых предприятий вступления в промышленные группы и конгломераты.Некоторые из упомянутых выше составляющих программы реформ,например введение жестких финансовых ограничений, означают уравнивание статуса государственных и частных предприятий. Положительный эффект от такого решения будет двойным. Деятельность частных фирм во Вьетнаме сопряжена с определенными ограничениями. Так, частная фирма не может осуществлять экспортно импортные операции напрямую без посредничества государственного предприятия. Кроме того,частной компании труднее получить банковский кредит. Как отметили в своем совместном исследовании Макмиллан и Вудраф, частные фирмы адаптировались к неразвитости рынков и недоступности банковского кредитования путем установления неофициальных контактов. Это позволило им развиваться, несмотря на все ограничения. Ликвидация этих ограничений бесспорно окажет положительное влияние на работу частных фирм. Продолжение реферирования государственного сектора экономики и «доведение» реформ до микроуровня обеспечит ускорение экономического роста не только в государственном секторе, но и во всей экономике.

Джед Фридман является аспирантом факультета экономической теории Университета штата Мичиган.
Джон Макмиллан и Кристофер Вудраф, Interfirm relationship and Informal Credit in Vietnam («Межфирменные связи и неформальные кредитные отношения в экономике Вьетнама»), серия «Научные работы Института Уильяма Дэвидсона»,№132, 1998 год.Малески, Эдмунд, Ву Тян Хун, Ву Тай Дю Ан, Национальный экономический университет Вьетнама и Нэнси Напье «The Model and the Reality:Assessment of the Vietnamese SOE Reform — Implementation at the Firm Level», серия «Научные работы Института Уильяма Дэвидсона»,№154, 1998 год.

quehuong.narod.ru



Hosted by uCoz