Бизнес во Вьетнаме

Закон об иностранных инвестициях Вьетнама разрешает иностранному инвестору вести бизнес, в стране используя следующие организационно — правовые формы:
Совместное предприятие
Компания со 100% иностранным капиталом
Контракт иностранного лица с коммерческими предприятиями
Контракт иностранного лица с государством
Филиал иностранной компании
Постоянное представительство иностранной компании
Конституция Социалистической Республики Вьетнам гарантирует невозможность конфискации или экспроприации имущества и капитала иностранных инвесторов. Закон об иностранных инвестициях также содержит положение о том, что компании с иностранным участием не будут национализированы. Кроме того, Закон гласит, что правительство Вьетнама гарантирует справедливость и равенство в отношении иностранных инвесторов.
Совместное предприятие во Вьетнаме организуется одним или более вьетнамскими лицами, с одной стороны, и одним или более иностранными лицами или существующей компанией со 100% иностранным капиталом во Вьетнаме, с другой.
Требования к минимальной сумме уставного капитала для предприятия нет, но, как правило, минимум 30% уставного капитала должно быть оплачено учредителями на момент регистрации предприятия.
Соглашение о совместном предприятии и Устав являются учредительными документами предприятия и они не должны противоречить Закону об Иностранных Инвестициях.
Совместное предприятие является юридическим лицом с ограниченной ответственностью.
Совместное предприятие считается должным образом учрежденным, если Соглашение и Устав утверждаются и регистрируются Министерством Планирования и Инвестиций и предприятие получает лицензию на бизнес.
Стороны предприятия управляют своим бизнесом на равных правах.
Совместное предприятие может являться учредителем другого совместного предприятия во Вьетнаме. В этом случае, взносы в уставной капитал нового предприятия разрешено совершать как в иностранной валюте, так и валюте Вьетнама при условии, что вьетнамская валюта может быть внесена только вьетнамской стороной.
Совместное предприятие обязано вести бухгалтерский чёт во Вьетнаме и ежегодно отчёт о своей финансовой деятельности, заверенный лицензированным аудитором во Вьетнаме.
Компания со 100% иностранным капиталом во Вьетнаме — это юридическое лицо с ограниченной ответственностью учредителей, которыми могут быть иностранные физические или юридические лица.
Основным документом компании является его Устав, согласно которому управление компанией возлагается на Совет Директоров или, в отдельных случаях, просто на одного Генерального Директора.
Требования к минимальной сумме уставного капитала для компании нет, но, как правило, минимум 30% уставного капитала должно быть оплачено учредителями на момент регистрации предприятия.
Компания может являться учредителем другой компании со 100% иностранным капиталом во Вьетнаме или совместного предприятия во Вьетнаме. В этом случае, взносы в уставной капитал нового предприятия разрешено совершать как в иностранной валюте, так и валюте Вьетнама при условии, что вьетнамская валюта может быть внесена только вьетнамской стороной.
Продолжительность жизни компаний со 100% иностранным капиталом отражается в лицензии в соответствии с государственными правилами, действующими по каждому виду деятельности во Вьетнаме, но не более 50 лет. Средняя продолжительность разрешённой деятельности компаний во Вьетнаме составляет примерно 20 лет. В отдельных случаях, государство может продлить срок жизнедеятельности компании, но возможное продление не может превышать 70-ти летнего срока.
Компания обязана вести бухгалтерский чёт во Вьетнаме и ежегодно отчёт о своей финансовой деятельности, заверенный лицензированным аудитором во Вьетнаме.
Контракт иностранного лица с коммерческими предприятиями во Вьетнаме может быть заключен одним (или несколькими) вьетнамскими юридическими или физическими лицами с одним (или несколькими) иностранными юридическими или физическими лицами.
Контракт о сотрудничестве, как форма ведения бизнеса, распространен, в основном, в телекоммуникационном, нефтедобывающем и в некоторых других секторах экономики Вьетнама.
Контракт о сотрудничестве не образует никакого нового юридического лица, и стороны контракта договариваются делить прибыль и нести убытки совместно, как это делается в партнерстве. Эта форма бизнеса более гибка в управлении и контроле по сравнению с совместным предприятием и компанией со 100% иностранным капиталом во Вьетнаме.
Иностранная сторона контракта имеет право учредить операционный или управляющий офис во Вьетнаме с целью выполнения условий контракта.
Жестких ограничений по структуре управления и контроля для такого предприятия не существует и стороны контракта могут учредить Совет для управления отношениями между контрактными сторонами.
Иностранная сторона не имеет ограничений для репатриации прибыли, полученной по контрактной деятельности.
Продолжительность жизни контрактных отношений отражается в лицензии на бизнес. Средняя продолжительность разрешённой деятельности компаний во Вьетнаме составляет примерно 20 лет. В отдельных случаях, государство может продлить срок жизнедеятельности компании, но возможное продление не может превышать 70-ти летнего срока.
Контракт иностранного лица с государством во Вьетнаме заключается в следующем: иностранный инвестор заключает контракт с уполномоченным государственным органом, по которому обязуется построить и эксплуатировать инфраструктурное предприятие в течение определенного периода времени. При этом, иностранный инвестор обязуется учредить во Вьетнаме юридическое лицо в форме либо совместного предприятия, либо компании со 100% иностранным капиталом, которое будет управлять эксплуатацией предприятия и которое получит определенную контрактом прибыль. По окончанию контракта, иностранный инвестор передает данное оборудование государству безвозмездно. Срок такого бизнеса с государством составляет до 50 лет, после чего владельцем проекта становится государство единолично.
Такая форма деятельности во Вьетнаме достаточно распространена в специальных экономических зонах, которые подразделяются на:
Экспортные зоны
Индустриальные зоны
Зоны высоких технологий
Экономические зоны
Хотя законодательство последних лет и расширило возможности для регистрации филиалов иностранных фирм во Вьетнаме, на практике остается еще много препятствий к свободному учреждению филиалов, за исключением филиалов крупных банков и юридических компаний, так как их учреждают Государственный Банк Вьетнама и Министерство Юстиции. Некоторым табачным фирмам удалось зарегистрировать филиалы. Для остальных видов деятельности разрешения получить крайне сложно.
Порядок учреждения филиала аналогичен формальностям, связанным с учреждением компании со 100% иностранным капиталом.
Представительствам иностранных компаний во Вьетнаме, как и во многих других странах, разрешено быть занятым только в информационном обслуживании бизнеса головной компании и смежных видах деятельности, не связанных с извлечением прибыли во Вьетнаме. Главе представительства и его наемным работникам запрещено подписываться под коммерческими контрактами, не имея на это специальной доверенности от владельца головной иностранной компании. У представительства, тем не менее, имеется печать, зарегистрированная в местных государственных органах, однако она может быть использована только для представительских целей самого представительства, а не от имени головной компании, ведущей деятельность во Вьетнаме.
Типичные виды деятельности представительства, одобренные государством, примерно таковы:
формулировка проектов или программ экономического, технического или научного сотрудничества с вьетнамской стороной;
наблюдение и контроль над исполнением экономических, технических или научных контрактов, заключенных с уполномоченной вьетнамской бизнес структурой;
поиск и продвижение возможностей по продаже и покупке товаров и услуг на территории Вьетнама.
После регистрации представительства имеют право арендовать помещение под офис и нанимать вьетнамских граждан на работу. Также представительства могут открыть счет в местных банках, как во вьетнамских донгах, так и в иностранной валюте. Банковский счет, тем не менее, может быть использован только в административных целях.
Не являясь самостоятельными юридическими лицами, представительства не платят налог на прибыль, НДС и др. налоги. Однако наемные работники обязаны платят подоходный налог со своей заработной платы.
Все предприятия считаются должным образом зарегистрированными во Вьетнаме с момента получения индивидуальной лицензии на бизнес.
Если при подаче заявления и пакета документов в ответственные за выдачу лицензии государственные органы, все оформлено юридически безупречно, то лицензия выдается в течение 15 дней (особо важные проекты рассматриваются с участием Премьер — Министра Вьетнама, и срок выдачи лицензии может доходить до 45 дней).
Такими государственными органами являются:
Министерство Планирования и Инвестиций
Провинциальный Народный Комитет
Управленческий Совет Экспортных зон (ЭЗ), Индустриальных зон (ИЗ), Хай-Тек зон (ХТЗ), Экономических зон (ЭЗ)
Налогообложение
Несмотря на то, что налоговое законодательство Вьетнама прописано исключительно детально, оно подвержено (особенно в части иностранных инвестиций) постоянному пересмотру и изменениям, и поэтому всем потенциальным иностранным инвесторам рекомендуется обратиться к местному хорошо осведомленному о налоговых вопросах юристу во Вьетнаме.
В общем, перечень налогов, с которыми наиболее часто сталкивается иностранный инвестор во Вьетнаме, на сегодня сводится к следующим видам:
Корпоративный налог на прибыль
Налог на добавленную стоимость
Специальный налог с продаж
Возвратный налог у источника
Налог на импорт и экспорт
Налог на использование государственных природных ресурсов.
Подоходный налог с физических лиц
Все юридические лица, которые получили во Вьетнаме лицензию после 1 января 2004 года, подлежат единому корпоративному налогу в 28%.
Предприятия, инвестирующие в следующие проекты, могут получить налоговые каникулы от 1 до 8 лет, или налоговые льготы на сроки от 2 до 15 лет, в отдельных случаях на весь срок действия проекта:
сфера услуг, принадлежащих к перечню государственно стимулируемых проектов;
развитие районов с социально-экономическими проблемами;
экспорт, как минимум, 50% продукции из промышленных зон;
инвестиции в специальные экономические зоны;
развитие здравоохранения, образования, а также организация соответствующих тренингов и научных исследований;
строительство и управление инфраструктурой в районах с социально-экономическими проблемами и т. п.
Налог на прибыль таких предприятий может варьироваться от 10% до 20%.
Налог на добавленную стоимость:
ставка в 0% применима к экспорту, перестраховке за границей, кредитным услугам за границей, заграничным финансовым инвестициям, заграничным портфельным инвестициям.
ставка в 5% применима к таким товарам, как вода, удобрения, лекарства, образовательное оборудование, детские игрушки, книги по науке и искусству, натуральные агропромышленные продукты, корм для животных, услуги научного и агрокультурного назначения, и т.п.
стандартная ставка в 10% применима к большинству товаров и услуг.
Некоторые виды товаров и услуг, например, передача прав на землю, определенные виды финансовых услуг, медицинский осмотр и лечение, обучение, страхование жизни и некоммерческое страхование, общественный транспорт, передача компьютерных технологий, материалы для производства экспортной продукции и т.п. освобождены от уплаты НДС.
Налог с продаж налагается на следующие виды товаров и услуг по ставкам от 10% до 80%: сигареты, пиво, алкоголь, легковые автомобили, бензин, кондиционеры, игральные карты, обрядовая рисовая бумага и предметы; торговля на дискотеках, массаж, караоке, игровые автоматы казино, продажа лотерейных билетов, продажа тренингов по гольфу.
Товары и услуги, которые облагаются специальным налогом с продаж, не облагаются НДС, и наоборот.
В возвратный налог у источника попадают следующие налоги:
Налог на дивиденды — 10% или иная ставка, предусмотренная соглашением об избежании двойного налогообложениям.
Налог на роялти — 10%, за исключением случая, когда, когда передача авторских прав является частью вносимых в уставной капитал средств.
Налог по иностранным лизинговым операциям — 5% удерживается с предполагаемой прибыли и 5% в виде НДС. От данного налога освобождаются сделки по лизингу самолетов и судов, которые не могут быть произведены во Вьетнаме, а потому импортируются.
Пошлины на импорт подразделяются на три категории:
Со стандартной ставкой пошлины — для тех стран, что не подписали с Вьетнамом соглашения о пошлинных тарифах; Стандартная ставка обычно на 50% больше льготной.
С льготной ставкой пошлины — для стран, подписавших соглашение о пошлинных тарифах (около 70 стран)
С особо льготной ставкой пошлины — для стран азиатского региона, подписавших с Вьетнамом соглашение об особо льготных пошлинных тарифах — от 0% до 5%, за исключением алкогольной продукции со ставкой пошлины 100%.
Иностранные инвесторы освобождены от импортных пошлин на товары, которые они импортировали в качестве взноса в основные средства предприятий во Вьетнаме.
Экспортные пошлины варьируются во Вьетнаме от 0% до 45%.
Налог на использование государственных природных ресурсов по ставкам от 1% до 40%. уплачивают все физические и юридические лица во всех секторах экономики Вьетнама.
Иностранцы, проживающие во Вьетнаме более 30 дней, обязаны платить подоходный налог по следующей схеме:
Иностранцы, проживающие во Вьетнаме от 30 до 183 дней, платят подоходный налог по фиксированной ставке в 25%.
Иностранцы, проживающие во Вьетнаме от 183 и более дней (так называемые, «местные резиденты»), платят по прогрессирующей шкале от 10% до 50%. Минимальная сумма дохода для исчисления налога составляет 8 млн. вьетнамских донгов (примерно 500 USD)
Относительно репатриации прибыли за границу, инвесторы могут это сделать только после окончания фискального года, подачи налоговой декларации и уплаты соответствующих налогов.
Про Вьетнам говорится: чтобы делать бизнес во Вьетнаме, необходимо терпение, терпение и еще раз терпение.

quehuong.narod.ru


Hosted by uCoz