Поспелов Б.В. Исследование акустических параметров мелодики стандартных тонов вьетнамского языка

Фонетика вьетнамского языка уже сравнительно давно является предметом изучения и исследования лингвистов, однако до сих пор остаётся не изученной до конца, например, в части тональной системы.

Вьетнамский язык является изолированным с тональной системой, представляющей собой специфическую особенность фонетического строя и сходной с тональными системами других языков ЮВА. Этот аспект вьетнамской фонетики изучался и продолжает изучаться французскими, вьетнамскими, отечественными и другими специалистами. По результатам их работы вьетнамская тональная система в части определения общего количества тонов и его колебания по диалектам, описания наиболее характерных особенностей каждого тона и др. представлена достаточно полно.

Тем не менее, во многом открытым остаются вопросы, касающиеся исследования количественных характеристик каждого тона и возможного вида их зависимости от того, в каких условиях и на каком материале реализован тон. В первую очередь, это относится к параметрам мелодического контура тона, которые могут претерпевать характерные изменения от типа гласного, являющегося основным элементом слогоморфемы как тононосителя во вьетнамском языке.

Установление самого факта зависимости тех или иных параметров мелодического контура от типа гласного подтверждает проявление языковых закономерностей в устной речи. С другой стороны, данный факт свидетельствует о том, что эти параметры являются переносчиками полезной информации, которую можно использовать, например, при автоматическом распознавании и синтезе вьетнамской речи.

Высказанные соображения позволяют рассматривать исследование влияния типа гласного на мелодику стандартных тонов вьетнамского языка актуальным.

Для решения поставленной задачи прежде всего необходимо было отобрать материал для исследования в соответствии с его целями. Предметом рассмотрения была система из 6-ти стандартных тонов, которая считается общепризнанной [1].

Далее выбиралась парадигма гласных, представленных во всех этих тонах. Известно, что гласные вьетнамского языка способны произноситься изолированно, т.е. образовывать слоги открытого типа, а система вокализма состоит из 11-ти монофтонгов и 3-х дифтонгов. Из монофтонгов 2 являются краткими, поэтому произноситься изолированно и образовывать открытые слоги они не могут и использовались оставшиеся 9 звуков : а, о,


О , о’, u, u’, i , e, Е. С учётом того, что каждый из них произносился в шести тонах, общий объём речевого материала составил 54 реализации в записи носителя языка – мужчины.

Затем выбирались тестовые акустические параметры мелодических контуров. Проанализировав традиционную интерпретацию вьетнамской тональной системы, можно выделить 3 набора параметров в зависимости от мелодического контура тона:

набор для тонов, не имеющих и не меняющих направления (ровный тон);

набор для тонов, имеющих направление, но не меняющих его (нисходящий, резко нисходящий и восходящий тон);

набор для тонов, меняющих направление (нисходяще – восходящий и прерывистый тон).

Однако в ходе проведения измерений оказалось, что, вместо ровного тона, как правило, встречался нисходящий, а, вместо восходящего – нисходяще-восходящий. Следует отметить, что плавно нисходящий контур для ровного тона уже был обнаружен в исследовании южного диалекта [2]. Авторы предположили, что такой мелодический рисунок обусловлен не диалектным различием, а связан с фразовой мелодикой, поскольку любое изолированно произнесённое слово или слог вьетнамского языка может представлять собой самостоятельное предложение.

Традиционно восходящему тону обычно приписывается резкая однонаправленная мелодика. Обнаруженный у нас контур фактически имеет место для слогов открытого типа, что не противоречит общей картине тональной системы, а поэтому в данном исследовании восходящий тон фактически будет характеризоваться как тон переменного направления.

Т.о., все тоны разделились на 2 группы: первая включала 3 тона с мелодическим контуром, не меняющим своего направления (ровный, нисходящий резко нисходящий контуры); вторая группа также включала 3 тона с мелодическим контуром переменного направления (восходящий, нисходяще-восходящий и прерывистый тон).

Мелодический контур тонов первой группы описывался 6-ю параметрами: стартовая частота F1, конечная частота F2, средняя частота Fср, частотный интервал dF=F2-F1, скорость Ломоносовские чтения. Востоковедение 126 реализации V и длительность T. Мелодический контур тонов второй группы представляется 11-ю параметрами: стартовая частота F1, частота точки излома F2, конечная частота F3, средняя частота Fср, первый частотный интервал dF1= F2-F1, второй частотный интервал dF2=F3-F2, первая скорость реализации V1, вторая скорость реализации V2, первый временной интервал T1, второй временной интервал T2, общая длительность T.

Запись отобранного материала производилась в лабораторных условиях с использованием стандартного вычислительного комплекса CSL, а результаты обрабатывались с помощью ком-пьютерной программы PRAAT.

Вначале для каждого типа тона измерялись соответствующие параметры мелодического контура по отдельным гласным звукам с последующим усреднением по всему комплексу гласных. Затем все тоны делились на 2 группы (однонаправленные и разнонаправленные) по 3 тона в каждой группе с последующим усреднением параметров по трём групповым тонам для каждого гласного. В завершение осуществлялось общее усреднение этих средних параметров по всем гласным звукам.

Далее для каждого параметра X, усреднённого по трём групповым тонам, вычислялось относительное линейное отклонение L по формуле:

L =ABS (X – Xср)*100/Xср ,

где Xср – общесреднее значение параметра в данной группе тонов. Этот относительный показатель, с одной стороны, характеризует степень вариативности отдельного параметра при смене гласных. При этом для каждого тона необходимо усреднить значения показателя L по всем гласным. С другой стороны, он свидетельствует о степени изменчивости параметров контура для отдельного гласного звука. При этом для каждого гласного нужно усреднить значения показателя L по всем параметрам.

Результаты усреднений можно представить в соответствующих таблицах, отражающих зависимости относительного отклонения от типа параметра и самого гласного отдельно для однонаправленных и разнонаправленных тонов.

В частности, в таблице 1 показаны средние по всем гласным значения относительного отклонения L%,  соответств


щие тому или иному параметру мелодического контура тонов однонаправленной группы.

Таблица 1.

V

dF

F2

T

Fср

F1

17,6

13,8

5,3

4

3,2

2,7

 

Видно, что в данном случае максимальную вариативность обнаруживает скорость реализации основного тона, а минимальную – частота точки излома.

Таблица 2 содержит аналогичные данные, относящиеся к тонам разнонаправленной группы.

Таблица 2.

V1

V2

dF2

DF1

F2

T1

F3

T2

Fср

F1

T

19

16,4

15,8

13,8

7,5

7

6,2

4,6

4,5

3

2,8

 

Из этой таблицы следует, что наиболее изменчива скорость реализации основного тона на интервале от старта до точки излома, а наименее изменчива общая длительность контура.

Таким образом, для обеих групп тонов наиболее изменчивы в целом по всем гласным такие параметры мелодического контура как частотный интервал и скорость реализации тона, а в наименьшей степени изменяются стартовая частота и длительность контура.

Таблица 3 представляет средние по всем параметрам значения относительного отклонения L%, соответствующие тому или иному гласному для однонаправленной группы мелодических контуров.

Таблица 3.

o’

u

o

E

i

a

e

u’

O

12,3

12

11,5

10,5

7,2

5,6

4,8

3

2,8

 

Видно, что в данном случае в наибольшей степени изменяются параметры мелодического контура у гласного / o’ /, а минимальные изменения наблюдаются у этих параметров для гласного / O /.

Наконец, таблица 4 содержит аналогичные данные, относящиеся к разнонаправленной группе тонов.

Таблица 4.

e

a

E

i

o’

u’

u

O

o

12

11,8

11

9,2

8,9

8,7

7,9

6,8

6

 

Из данной таблицы следует, что для второй группы тонов наиболее значительные изменения в целом наблюдаются у параметров мелодического контура гласного / e /, а наименее заметны они у параметров гласного / o /.

Следовательно, влияние гласных на изменчивость параметров контура у обеих групп тонов различно. Если для группы однонаправленных тонов экстремально влиятельными выступают одни звуки, то для разнонаправленной группы – другие.

Подводя итог проведённому исследованию, можно сделать следующие выводы:

среди параметров мелодического контура однонаправленной и разнонаправленной групп тонов можно выделить наиболее/наименее изменчивые и повторяющиеся в обеих группах;

среди 9-ти тестовых монофтонгов также существуют экстремально «влиятельные» звуки, которые однако однозначно не повторяются для обеих тональных групп;

тип изолированного гласного вьетнамского языка определённо влияет на параметры мелодического контура стандартных тонов.

Литература

Мхитарян Т.Т. Фонетика вьетнамского языка. М., 1959.

Гордина М.В., Быстров И.С. Фонетический


 

 

Hosted by uCoz