Интернет во Вьетнаме





Небес бездонных купола

Как подвесные зеркала Ч

В них отражается сполна

Вся суть людского бытия.
Виен Тиеу (999 Ц 1090).



Взяв курс на рыночную экономику в 1986 году, вьетнамское руководство, следуя примеру Коммунистической партии Китая, решилось на либерализацию экономики страны при сохранении политической организации общества и руководящей и направляющей роли КПВ. Было провозглашено начало вьетнамской перестройки, получившей название лДои Мой╗ Ц лОбновление╗.

В 1994 году после снятия экономического эмбарго США во Вьетнам устремляется поток иностранных инвестиций, из эмиграции возвращаются представители вьетнамской диаспоры, создаются совместные предприятия. В крупных городах разворачивается бурное строительство фешенебельных офисов и небоскребов. Вьетнамская экономика стремительно набирает обороты, ежегодный рост ВВП в 1993Ц1997 гг. достигает 9%.

В этот период активное развитие рыночной экономики начинает вызывать опасения у дряхлеющего руководства партии и правительства, в среде высших чиновников формируется мнение о том, что слишком быстрые и радикальные реформы могут привести к политическим и социальным волнениям, кризису коммунистической идеологии. Поводом для сворачивания реформ послужило ухудшение экономического положения Вьетнама в результате азиатского финансового кризиса 1997 г. Власти делают вывод, что продвижение в сторону открытой рыночной экономики ведет страну к катастрофе.

Отказ от реформ еще более осложнил положение в стране. Тысячи нерентабельных государственных предприятий продолжают поглощать бюджетные средства без какой-либо ощутимой отдачи. Большая часть западных предпринимателей, приехавших в страну в начале экономических реформ, покинули Вьетнам, прямые иностранные инвестиции сократились к концу 1990-х гг. более чем в 5 раз. В стране царит законотворческая чехарда и коррупция, усиливается борьба с инакомыслием.





ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИБЕРПРОСТРАНСТВА



Политика Вьетнама в области информации и телекоммуникаций впервые была сформулирована в государственной программе лИнформационные технологии 2000╗ (лИТ 2000╗), принятой правительством в 1993 г. План лИТ 2000╗ предусматривал развитие информационных сетей в трех областях вьетнамской экономики: правительственных службах, далее в финансах, банковской системе и коммерческих организациях и, наконец, создание информационной сети для образования, исследований и гуманитарного развития. По словам министра по науке и технике и проблемам окружающей среды г-на Данга Хуу, приоритетной задачей программы лИТ 2000╗ и ключевым моментом развития будущего вьетнамского рынка является создание квалифицированной рабочей силы в области высоких технологий. Другое важное направление, заложенное в программе лИТ 2000╗, Ц образовательные программы по информатике для населения, в которых участвуют ведущие мировые компании в области ИТ, в частности, лАй-Би-Эм корпорейшн╗.

С выполнением государственных программ в области информации и информатизации общества вьетнамское руководство, по примеру лидеров соседних государств Юго-Восточной Азии, связывает серьезные национальные амбиции, ожидание позитивных изменений структуры ВВП, которые были бы невозможны, если бы в этих странах не направлялись столь интенсивные усилия на строительство информационной инфраструктуры. Создатели вьетнамской государственной программы лИТ 2000╗, так же как специалисты по ИТ других азиатских стран, исходят из положения, что грядущая глобальная информационная экономика будет основываться не столько на традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, сколько на создании, хранении, передаче и распространении информации. Это означает, что малые, недостаточные усилия в развитии информационных технологий сегодня могут обернуться отсталым положением страны по отношению к другим государствам в будущей глобальной экономике. Таким образом, активное развитие ИТ в программе лИТ 2000╗ напрямую увязывается с дальнейшим прогрессом и ростом благосостояния в государстве, а также тем местом, которое займет страна в будущем мире.

В начале 1990-х гг. во Вьетнаме, так же как в большинстве развивающихся стран, начинают развивать национальные компьютерные сети. Программа развития Интернета в начале финансировалась Вьетнамским институтом информационных технологий и Австралийским национальным университетом. В ноябре 1992 г. был установлен первый модем на факультете биологии Национального университета в Ханое. В 1993 г. к проекту присоединился австралийский телеком лТелстра╗, оказавший помощь в работе научных лабораторий института информационных технологий. В дальнейшем этот совместный вьетнамо-австралийский проект вылился в создание компьютерной сети VARENet/NetNam, которая носила научно-исследовательский характер.

Заметное участие в развитии ИТ Вьетнама, в том числе в создании стратегической государственной программы лИТ 2000╗, приняло правительство Канады через Канадское агентство международного развития (Canadian International Development Agency, CIDA). лВьетнамо-канадский ИТ проект╗ агентства (1996Ц2001 гг.) включал создание центра обучения информационным технологиям, поддержку ИТ-индустрий, развитие Интернет-соединений, программных приложений и другие направления. Бюджет проекта составил 10 млн. долларов.

В процессе реформ телекоммуникаций в 1989 г. на базе вычислительно-статистического центра была создана компания лВьетнам Дэйта Коммуникейшнз Компани╗ (лВи-Ди-Си╗, VDC), являющаяся дочерней структурой государственной лВьетнамской корпорации почтовой связи и телекоммуникаций╗ (лВи-Эн-Пи-Ти╗, VNPT), национального телефонного оператора. Телеком лВи-Эн-Пи-Ти╗ подчиняется Главному управлению почтовой связи и телекоммуникаций. Последнее представляет собой основную государственную структуру, регулирующую вьетнамские телекоммуникации. В 1993 г. компания лВи-Ди-Си╗ через пакетно-коммутационную сеть (Х.25) VIETPAC начала осуществлять для государственных учреждений передачу сообщений и файлов с помощью электронной почты, то есть компьютерные сети стали использоваться не только для научных исследований, но и для решения административных и экономических задач вьетнамских государственных структур. VIETPAC установила прямые соединения с США (компанией лСпринт╗), Францией, Сингапуром и Австралией.

В апреле 1994 г. впервые произошел обмен электронными письмами между представителем государственного руководства Вьетнама и главой правительства иностранного государства. Премьер-министры Вьетнама и Швеции обменялись мнениями по поводу предстоящего визита шведского премьера во Вьетнам.

Во второй половине 1990-х гг. начали формироваться небольшие информационные сети, принадлежащие различным организациям. Сеть Toolnet, созданная центром научно-технологической информации Министерства науки, технологии и окружающей среды, установила прямое соединение с Нидерландами. Эта сеть предоставляет электронную почту и научно-техническую информацию. Vitranet (ранее Vinanet) является коммерческой сетью министерства торговли. Сеть публикует переводы на вьетнамский язык актуальных коммерческих материалов агентств лАссошиэйтед Пресс╗ и лЮнайтед Пресс╗, предоставляет список экспортных товаров, данные по вьетнамским торговым компаниям и др. Некоторые ведомства, научные и учебные заведения, включая Национальный университет города Хошимина, создали собственные сети с выходом в США и Сингапур. Однако эти небольшие сети не предоставляли выхода в глобальный Интернет.

Первые успехи в строительстве ИТ связаны более всего с деятельностью института информационных технологий и его сети VARENet, однако к середине 1990-х гг., оценив потенциальные выгоды, которые несет будущее подключение национальных сетей к глобальному Интернету, государственный монополист отрасли связи лВи-Эн-Пи-Ти╗ резко усиливает присутствие на информационном рынке. Компания начинает претендовать на монопольное право доставки информации в стране, в результате чего между лВи-Эн-Пи-Ти╗ и другими государственными структурами, не входящими в ее подчинение, разгорелась борьба за предоставление интернет-услуг. Война чиновников из разных ведомств закончилась победой всех, а более всех Ц лВи-Эн-Пи-Ти╗. лВи-Ди-Си╗ (по сути, лВи-Эн-Пи-Ти╗) получила монополию на выход в глобальные магистрали, а остальные компании Ц право предоставлять информационные услуги на внутреннем рынке. Подключение Вьетнама к глобальной сети произошло в ноябре 1997 г. Эта важная в истории Интернета страны дата связана уже исключительно с деятельностью компании лВи-Ди-Си╗.

Еще на стадии почтового обмена сети VARENet с Австралией в 1994 г. персонал института информационных технологий столкнулся с проблемой засылки на адрес института многочисленных памфлетов с критикой политического режима и компартии Вьетнама. Вьетнамские диаспоры в зарубежных странах восприняли выход Вьетнама в мировое компьютерное пространство как повод для лкрестового похода против коммунизма╗. К сентябрю 1994 г. политическая крамола составила половину объема всех входящих сообщений сети VARENet. В такой ситуации вьетнамские специалисты начинают осуществлять технические меры, блокирующие нежелательные сообщения. Помимо финансовых затрат, понесенных вьетнамской стороной по оплате нежелательных входящих сообщений, сотрудники института информационных технологий были озабочены возможной реакцией наиболее консервативных слоев государственного руководства и компартии, которые могли посчитать политическую крамолу поводом для полного запрета внешних контактов через национальные компьютерные сети.

Подобные опасения были небезосновательны. Технологически Вьетнам был готов подключиться к глобальному Интернету уже в 1996 г., однако руководство страны решилось на этот шаг лишь в конце 1997 г. В целом реакция властей не имела фатальных последствий для дальнейшего развития национального Интернета, однако была достаточно жесткой. В основу регулирования был положен опыт прежде всего Китая и других стран региона, в том числе Сингапура. Цензуре подлежат идеологические ресурсы, а также сайты, публикующие морально и этически неприемлемую информацию. К началу 1997 г. министерства и ведомства выпустили ряд распорядительных документов по вопросам производства, предоставления и потребления информации в Интернете. В мае 1997 г. были обнародованы правительственные документы, регулирующие порядок и правила предоставления услуг, процесс регистрации пользователей, условия пользования электронной почтой и IP-соединениями.

Все провайдеры должны регистрироваться в Главном управлении почтовой связи и телекоммуникаций и предоставлять техническую информацию Министерству внутренних дел. Только телекоммуникационным компаниям позволено предоставлять интернет-услуги и получать доходы от подписчиков; доступ к телекоммуникациям и доходы компаний подлежат контролю со стороны Главного управления почтовой связи и телекоммуникаций. Законом запрещена передача в информационных сетях любой информации, которая лпричиняет ущерб национальной безопасности, угрожает общественному порядку или не соотносится с традициями и моральными ценностями вьетнамского народа╗.

Основная ответственность за идеологическую цензуру в сети была возложена на провайдеров. Для провайдеров был определен круг рекомендуемых конференций и списков рассылки, также провайдеры обязаны регламентировать содержание домашних страниц и осуществлять мониторинг почтовых сообщений пользователей. При этом любое нарушение государственных инструкций и запретов влечет за собой самые суровые санкции в виде лишения лицензии на провайдерскую деятельность или отказа в регистрации. Все пользователи Интернета в стране обязаны вставать на учет и соблюдать специальные правила поведения в Интернете.

В мае 1997 г., т.е. за полгода до подключения к глобальной сети, был образован Национальный координационный комитет по Интернету, который стал главным государственным подразделением, осуществляющим интернет-регулирование. В состав комитета вошли представители нескольких министерств и ведомств, включая: Главное управление почтовой связи и телекоммуникаций, Министерство культуры и информации, Министерство внутренних дел и др. В обязанности Министерства культуры и информации входит регулирование контента национальной киберсети, а Министерство общественной безопасности (бывшее министерство внутренних дел) обеспечивает организационные и технические меры по защите информационных ресурсов и предотвращению нарушения законодательства. Санкции за распространение запрещенной информации включают штрафы, конфискацию оборудования, тюремное заключение.

Для контроля содержания ресурсов национальных сетей вьетнамские организации, так же как интернет-структуры Китая, используют технологию брандмауэров. Брандмауэр выполняет роль стража между небезопасным Интернетом и более надежными внутренними локальными сетями и широко используется различными компаниями и организациями по всему миру для предотвращения внешних атак на электронные ресурсы. Интеграция сетей организаций (например, Пентагона, различных банков, фирм) в Интернет вовсе не означает, что служебная информация предназначается для широких кругов пользователей мировой сети. Однако установка брандмауэров для защиты всего национального Интернета является настоящим ноу-хау со стороны вьетнамских и китайских властей. В китайском и вьетнамском случае брандмауэр предотвращает доступ к коммуникациям со стороны лчужаков╗. Если пользователь, действующий с компьютера внешней, к примеру, российской сети, пожелает участвовать во вьетнамских чатах или конференциях, его доступ к этим ресурсам будет заблокирован. Таким способом во вьетнамском компьютерном пространстве отсекаются лзлобные силы, осуществляющие эрозию╗ вьетнамских национальных ценностей. В июле 1998 г. компания лВи-Ди-Си╗ установила брандмауэры, которые открыты лишь для электронной почты и доступа к FTP- и веб-узлам. Это означает, что из мировой, внешней сети возможно послать письмо на вьетнамский электронный адрес, скачать информацию (например, шрифты) с местного FTP-сервера и ознакомиться с содержанием вьетнамских веб-ресурсов в лрежиме чтения╗, то есть все протоколы (службы), интегрированные в веб, те же чаты, группы новостей, удаленный почтовый ящик (РОРЗ), блокируются.

Новый законодательный акт по регулированию Интернета был утвержден в августе 2001 г.: частный сектор был допущен к предоставлению интернет-услуг на внутреннем рынке, а также были ужесточены санкции за компьютерные преступления, прежде всего хакерство. В октябре 2002 г. были введены более строгие правила работы в Интернете для организаций, обязывающие получать предварительное разрешение властей для создания веб-сайта.

В 2000 г. на информационном рынке Вьетнама были представлены пять провайдеров информационно-телекоммуникационных услуг: лВи-Ди-Си╗, лЭф-Пи-Ти╗, лСайгон Постел╗, лНетНам╗, лВиетел╗ (VDC, FPT, Saigon Postel, NetNam, Vietel), самый молодой из которых, лВиетел╗, принадлежит Вооруженным Силам Вьетнама. Лидирующее положение среди поставщиков интернет-услуг продолжает удерживать системообразующий провайдер Ц государственная компания лВи-Ди-Си╗. По закону лВи-Ди-Си╗ является единственной компанией, имеющей доступ к иностранным магистральным компаниям и, следовательно, выполняющей функции провайдера доступа в глобальный Интернет (Internet Access Provider, IAP). лВи-Ди-Си╗ установила в Ханое и Хошимине шлюзы для выхода в глобальную магистраль. Остальные четыре компании являются провайдерами интернет-услуг для конечных потребителей (Internet Service Provider, ISP) и получают доступ к магистральной сети через компанию лВи-Ди-Си╗. Провайдер лВи-Ди-Си╗ помимо соединения вьетнамских провайдеров с магистральной сетью обслуживает доступ в Интернет рядовых пользователей (выполняет функции ISP). Для этих целей лВи-Ди-Си╗ создала информационную сеть лВи-Эн-Эн╗ (VNN), оборудование для которой поставили американские компании лСиско Системз╗ и лСан Майкросистемз╗.

Напомним, что провайдер лВи-Ди-Си╗ является дочерней компанией лВьетнамской корпорации почтовой связи и телекоммуникаций╗ (лВи-Эн-Пи-Ти╗) Ц главной структуры в национальных ИТ. В 2000 г. одно из подразделений лВи-Ди-Си╗ лВи-Эй-Эс-Си╗ (Value Added Service Center Ц VASC) было выведено из структуры компании. Компания лВи-Эй-Эс-Си╗ специализируется на разработке программного обеспечения, при этом софт производится не только для внутреннего рынка, но и на экспорт, в том числе в США.

1 августа 2000 г. лВи-Эй-Эс-Си╗ стала дочерней компанией лВи-Эн-Пи-Ти╗, то есть был повышен статус этого подразделения. Компания получила название лВьетнам Софтвер Девелопмент Компани╗ (Viet Nam Software Development Company Ц VASC), таким образом, была сохранена английская аббревиатура названия компании. лВи-Эй-Эс-Си╗ планирует расширение деятельности в области производства, экспорта и импорта компьютерных программ. Одновременно лВи-Эй-Эс-Си╗ осуществляет консультации, инсталляцию и поддержание специализированных компьютерных сетей, а также производит информационную и телекоммуникационную продукцию.

Государство продолжает осуществлять жесткий контроль деятельности участников рынка ИТ, что влечет за собой относительно невысокий приток инвестиций и слабую конкуренцию. Ключевую роль в регулировании информационного и коммуникационного рынка продолжают играть Главное управление почтовой связи и телекоммуникаций и национальный телеком лВи-Эн-Пи-Ти╗ со своими подразделениями (компаниями), что сдерживает развитие информационной инфраструктуры Вьетнама по сравнению с другими государствами Азии. В начале 2002 г. Главное управление почтовой связи и телекоммуникаций выдало еще 5 лицензий интернет-провайдеров. К концу 2002 г. число лицензированных провайдеров интернет-связи достигло двенадцати. Однако присутствие этих новых компаний на информационном рынке начнет ощущаться лишь спустя несколько лет. В конце 2002 г. на долю компании лВи-Эн-Пи-Ти╗ приходилось чуть менее 60% всех абонентов коммутируемого доступа, т.е. почти две трети, на долю лЭф-Пи-Ти╗ Ц около 30%, а лЭс-Пи-Ти╗ (лСайгон Постел╗) и лНетНам╗ каждая имели чуть более 5% от всех абонентов. Компания лВиетел╗, получив в 1996 г. лицензию, во второй половине 2002 г. все еще не начала деятельность провайдера инетернет-услуг, сосредоточив усилия на телекоммуникационных проектах.




ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПОЛНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СЕГМЕНТА ИНТЕРНЕТА



Современные средства связи и передачи информации остаются недоступными для абсолютного большинства вьетнамского населения. Годовой ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности валют в 2001 г. составил во Вьетнаме 2100 долларов, что свидетельствует о низком уровне доходов населения. Низкий уровень жизни, высокая стоимость средств связи, слабое развитие телефонных линий, отсутствие компьютерных навыков у широких слоев населения являются основными причинами, препятствующими повсеместному распространению современных средств информации и коммуникации.

По данным Вьетнамского центра сетевой информации (Vietnam Internet Network Information Center), в конце 2001 г. число пользователей Интернета, имеющих договор с провайдером, достигло всего лишь 252 тыс. человек. Количество всех пользователей, включая разовых посетителей интернет-кафе, составило 1 млн. 9 тыс. человек. При этом население страны превышает 80 миллионов.

В конце 1990-х гг. Главное управление почтовой связи и телекоммуникаций неоднократно принимало решения о снижении расценок на оплату ИТ, однако интернет-услуги все еще остаются дорогостоящими для населения. Оплата интернет-связи включала в 2001 г. в среднем 3 доллара абонентской платы в месяц и 2 цента за каждый час соединения. В это же время реальный душевой доход в год не превышал 400 долларов.

В такой ситуации основным подписчиком на интернет-услуги является институциональный пользователь: правительственные структуры, государственные, научные и коммерческие организации. Индивидуальные пользователи Ц в основном студенты крупных городов Ц получают доступ в Интернет в учебных заведениях либо общественных центрах интернет-связи. В сентябре 2002 г. в стране насчитывалось около 4 тысяч интернет-кафе. Средняя плата за доступ в Интернет составляла до 25 центов в час. Для сравнения: в 1999 г. плата равнялась 8 центам в минуту. Основные посетители интернет-кафе Ц молодежь в возрасте от 14 до 24 лет. Подавляющее большинство (70%) приходит в кафе для участия в чатах, небольшая часть посетителей Ц по 10% Ц отправляют почтовые сообщения, играют в компьютерные игры и путешествуют по самому Интернету. При этом по оценке Министерства культуры и информации, около половины аудитории интернет-кафе, выходящей в веб-пространство, обходят фильтры и посещают запрещенные политические и порнографические ресурсы.

Национальные интернет-ресурсы развиваются с конца 1990-х гг. Крупнейшие ресурсы созданы в информационных сетях провайдеров интернет-услуг и контента, причем все ныне действующие провайдеры интернет-услуг кроме лЭф-Пи-Ти╗ создали дополнительно англоязычные информационные сайты. Наиболее заметной на вьетнамском информационном рынке остается принадлежащая лВи-Ди-Си╗ сеть VNN, предлагающая дополнительный медийный портал VNN Media. Отметим также информационную сеть SaigonNet провайдера лСайгон Постел╗. Эти инфопорталы публикуют сообщения на самые разнообразные темы: новости, политика, ИТ, образование, спорт, погода, перепечатки из СМИ, экономическая информация, включая котировки акций с Вьетнамской фондовой биржи, культура, отдых и развлечения, вход на сетевую доску объявлений и чаты и т.д. Так же, как большинство азиатских сетей, вьетнамский сегмент характеризуется достаточно высоким уровнем веб-дизайна и программных решений.

Важным информационным источником для зарубежных пользователей стал сайт Вьетнамского информационного агентства (www.vnagency.com.vn/), который функционирует с 1998 г. на четырех языках: вьетнамском, английском, французском и испанском.

Постепенно переносятся в информационные сети важнейшие документы партии и правительства, текст конституции, нормативная база государства.

Вьетнамские специалисты приступили к работе над созданием системы электронного правительства. В Интернете представлены сайты Национального собрания, провинций, министерств. Создан сайт Коммунистической партии Вьетнама на вьетнамском и английском языках. На сайте публикуются последние известия, причем не обязательно политического содержания, а также важные партийные документы, избранные статьи классиков марксизма-ленинизма, биография и работы президента Хо Ши Мина. В национальной сети представлены основные научные институты, в том числе институт информационных технологий Ц ведущий научный центр по развитию компьютерных сетей, а также различные информационные издания, бюллетени, журналы и газеты.

Большое количество электронных ресурсов на вьетнамских серверах издается на английском языке, в том числе электронные версии ведущих национальных СМИ. Центральный орган Коммунистической партии Вьетнама Ц газета лНян зан╗ стала одним из первых национальных Интернет-ресурсов, электронный вариант газеты публикуется на английском и вьетнамском языках. В культурной жизни Вьетнама по-прежнему ощущается французское влияние, в связи с этим часть ресурсов национального Интернета развивается на французском языке.

Вьетнамские ресурсы на западных языках носят ознакомительный характер для иностранных граждан. Посетителям предлагается информация по географии, истории и культуре Вьетнама. Размещается много обзоров, статей о провинциях страны с перечислением привлекательных для иностранных инвесторов проектов в различных областях экономики и гуманитарной жизни этих провинций. В киберпространстве представлена ведущая вьетнамская радиостанция, вещающая на зарубежные страны, лГолос Вьетнама╗.

В 1997 г. был принят первый закон об электронной торговле. Напомним, что в этот же год Вьетнам подсоединился к глобальному Интернету. К концу 1990-х гг. в киберпространстве Вьетнама появляются отдельные коммерческие ресурсы. Однако Вьетнам заметно отстает в развитии электронной торговли от многих азиатских стран, в частности, Китая. В 1999 г. информационная сеть VNN запустила первый крупный электронный магазин (лкибермол╗), предложив покупателям более 500 наименований товаров. Однако проект не имел успеха. Замечательная работа местных программистов по созданию современной торговой площадки не смогла возместить отсутствие необходимого сервиса электронных платежей, плохую работу торговых фирм по доставке товаров, высоких цен доступа в Интернет и т.д. В начале 2000 г. менее трети крупных частных компаний Вьетнама имели доступ в Интернет, а мелкий и средний бизнес вообще не был представлен в национальной сети. В 2000 г. при содействии Вьетнамской торгово-промышленной палаты и журналов лБизнес Форум╗ и лПочтовые службы и телекоммуникации╗ компания лВи-Эй-Эс-Си╗ запустила проект лВпечатляющая веб-страница 2000╗ в целях стимулирования интереса вьетнамского государственного и частного бизнеса к электронной коммерции. Акция, по существу, провалилась. Самостоятельное открытие электронных ресурсов в сети для большинства вьетнамских компаний не несет новых коммерческих возможностей. Реальное развитие электронной коммерции начинается все-таки с создания необходимых экономических и технологических условий, позволяющих национальному бизнесу осуществлять деятельность в киберпространстве.

Позитивными факторами, способствующими развитию электронной коммерции, в течение 2000Ц2002 гг. стали изменения в законодательстве, облегчившие деятельность местных и иностранных предприятий, разрешение всем компаниям, включая частный сектор, участвовать в международной торговле, подписание двустороннего торгового соглашения с США, участие в программах по ИТ стран АСЕАН, договор с Индией об обучении вьетнамских специалистов по софтверному обеспечению и т.д. В 2001 г. Министерство торговли подготовило пятилетний лОсновной план по информационным технологиям и э-коммерции╗. В этот же период было образовано Национальное агентство по управлению э-коммерцией.

В ноябре 2000 г. был создан совместный американо-вьетнамский дотком MeetVietnam, который способен обеспечить вьетнамские компании онлайновым инструментарием для управления всеми аспектами международной торговли: от исследования рынка до доставки продуктов. Это первое совместное американо-вьетнамское предприятие электронной коммерции создано по инициативе Международной финансовой корпорации (IFC), американо-китайского портала MeetChina.com, базирующегося в Сан-Франциско и располагающего мощной платформой для торговых операций с компаниями Китая, и наконец, вьетнамского провайдера лЭф-Пи-Ти╗. MeetVietnam.com поставил своей задачей наладить электронную торговлю американских и других иностранных компаний с вьетнамскими компаниями малого и среднего бизнеса, которые были практически отрезаны от электронного доступа в силу дороговизны услуг национальных интернет-провайдеров. Международная финансовая корпорация предоставила совместному предприятию начальный капитал в размере 300 тыс. долл.

Дальнейшее формирование сектора электронной коммерции осуществляется также в рамках международных проектов. Вьетнамские ИТ-структуры участвуют в инициативе лэ-АСЕАН╗, принятой в 2000 г., и в проекте e-Trade Bridge (лМост электронной коммерции╗). Проект e-Trade Bridge был запущен в январе 2002 года Вьетнамским агентством по содействию торговле (VIETRADE) в сотрудничестве с Международным торговым центром (ITC) и Программой содействия импорту Швейцарии (SIPPO). В финансировании проекта приняло участие швейцарское правительство.

Помимо ликвидации отставания в развитии электронной торговли вьетнамским интернет-компаниям предстоит серьезная работа по наведению порядка в области соблюдения прав на интеллектуальную собственность и пресечению компьютерных преступлений. Западные страны, прежде всего США, обращают внимание общественности на получивший распространение во Вьетнаме крайне высокий уровень пиратства в сфере программного обеспечения (торговля пиратским софтом во Вьетнаме составляет более 90% всего объема продаж программного обеспечения, так же как в Китае и России). Еще одной серьезной проблемой американские специалисты считают высокий уровень написания вирусных программ, что, добавим, является одним из признаков высокого уровня подготовки вьетнамских программистов. В новых правилах регулирования Интернета, принятых в августе 2001 г., правительство ужесточило меры наказания, применяемые к хакерам и распространителям вирусов. Так, штраф за разрушение баз данных теперь составляет от трех с половиной до пяти тысяч долларов.

Активно развиваются вьетнамские ресурсы и ресурсы о Вьетнаме в мировом киберпространстве. Большая электронная библиотека по Вьетнаму и ИТ Вьетнама собрана Австралийским национальным университетом. Все более заметными среди вьетнамских электронных ресурсов становятся сайты бывших вьетнамских граждан, осевших в Соединенных Штатах. Вьетнамская диаспора в США выпускает более десятка электронных газет на вьетнамском языке, в американской сети представлены сайты вьетнамских политических диссидентов, в том числе Доан Вьет Хоата, автора бюллетеня лФорум свободы╗ (Dien Dan Tu Do), отбывшего 5-летний срок заключения во Вьетнаме из 15 лет по приговору и перебравшегося после амнистии в 1998 г. на жительство в США.

В 1995 г. после нормализации государственных отношений между США и Вьетнамом были созданы десятки американских ресурсов для ветеранов вьетнамской войны, в развитии которых принимают участие ветераны с обеих сторон Ц бывшие военнослужащие США приезжают во Вьетнам и разыскивают участников войны, действовавших на стороне Северного Вьетнама. Бывшие противники обмениваются фотографиями, делятся воспоминаниями.



РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЬЕТНАМА



Вьетнамское руководство увязывает индустриализацию, осуществляемую в условиях научно-технической революции, с модернизацией существующих технологий, созданием передовых отраслей и предприятий как основы дальнейшего экономического роста. Разработанный в конце 1990-х гг. Министерством промышленности лОсновной план развития электроники и ИТ до 2010 года╗ включает следующие направления: производство потребительской электроники, оборудования для ИТ, телекоммуникационного оборудования, электроники для промышленных и специализированных нужд, программного обеспечения, служб ИТ, компонентов и аксессуаров для ИТ.

Продолжается масштабный совместный вьетнамо-японский проект по созданию хай-тек зоны в Хоалаке. Первый этап строительства (1998Ц2005 гг.) оценивается в 421 миллион долларов, основная часть этой суммы будет оплачена государственным Японским банком международного сотрудничества. Более 150 миллионов из этой суммы планируется вложить в технологическую инфраструктуру. Один из проектов лВи-Эн-Пи-Ти╗ по строительству хай-тек зоны включает прокладку информационной супермагистрали, соединяющей зону с зарубежными странами через высокоскоростные оптоволоконные кабели и спутниковые технологии. Все провинции и города Вьетнама будут подсоединены к зоне оптоволоконными линиями и цифровыми высокочастотными сетями. В июне 2002 г. Министерство науки, технологии и окружающей среды разработало меры по льготному налогообложению компаний, осуществляющих деятельность на территории зоны. Например, все предприятия освобождаются от уплаты налога на доход в течение восьми лет после получения первого дохода, а для индивидуальных инвесторов льготный период составит 10 лет. Специализацией зоны в Хоалаке станет производство ИТ, софта, электроники, биотехнологий, новых материалов, а также экологические производства, включая производство солнечной энергии.

Одним из ключевых направлений для Вьетнама в ближайшие годы станет софтверное производство. В 2000 г. был введен в строй софтверный хай-тек парк Куангтрунг в Хошимине, ставший важным центром национального ИТ-сектора. За первый год работы парк сумел привлечь 4,65 млн. долларов в виде прямых иностранных инвестиций. В конце 2002 г. на территории парка функционировали 44 компании, деятельность 11 компаний парка финансировалась зарубежными инвесторами, 15 компаний начали экспортировать продукцию. В ноябре 2002 г. новый лидер страны Нонг Дык Мань обратился к зарубежным вьетнамцам (вьеткьеу), прежде всего специалистам в области разработки программного обеспечения, с призывом помочь своим коллегам на родине. В конце 2002 г. вьетнамское руководство приняло план, в соответствии с которым объем национального софтверного производства должен достигнуть 500 млн. долларов к 2005 г., при этом 200 млн. долларов будет получено от экспорта программного обеспечения. Софтверное направление, по оценкам местных экономистов, создаст 25Ц30 тысяч новых рабочих мест.

Информационная инфраструктура страны еще очень слаба, что является сдерживающим фактором для распространения современных ИТ и телекоммуникаций. В конце 1990-х гг. была принята государственная лСтратегия развития науки, технологий и промышленности в сфере почтовых услуг и телекоммуникаций до 2020 г.╗, в соответствии с которой должна быть создана полностью модернизированная инфраструктура связи на основе передовых технологий (B-ISDN, ATM, SDH и др.). К началу 2000-х гг. все центральные телефонные станции провинций были оцифрованы и имели соединения с Ханоем (север страны), Данангом (центр) и Хошимином (юг) при помощи высокочастотных радиорелейных сетей или оптоволоконных линий.

На 100 жителей страны в 2001 году приходилось 4,5 телефона. В соответствии с новой десятилетней лСтратегией развития почтовых служб и телекоммуникаций╗, принятой в конце 2001 г., к 2005 г. Вьетнам планирует выйти на показатель плотности 8Ц10 телефонов на 100 человек, а к 2010 г. Ц 15Ц18 телефонов на 100 человек, 60% всех домохозяйств, из них 100% городских домохозяйств, будут иметь телефон. К 2010 году число телефонных абонентов и Интернет-пользователей должно составить средний по региону показатель.

В 1998 г. лВи-Эн-Пи-Ти╗ закончила строительство сотовых телефонных сетей, связавших все 61 провинцию страны. лВи-Эн-Пи-Ти╗ создала дочернюю компанию лВьетнам Телеком Сервисез Компани Ц Джи-Пи-Си╗ (Vietnam Telecom Services Company Ц GPC), которая управляет сотовой сетью лВинаФон╗ (VinaPhone). Другому подразделению лВи-Эн-Пи-Ти╗ Ц компании лВьетнам Мобайл Телеком Сервисез╗ (Vietnam Mobile Telecom Services Co., VMS) Ц принадлежит сотовая сеть лМобиФон╗ (MobiFone). Сотовые услуги предоставляются по протоколу GSM-900. В сервис входит международный роуминг, передача SMS-сообщений, интегрированные с Интернетом услуги и др.

Помимо крупных сотовых операторов-подразделений лВи-Эн-Пи-Ти╗ в настоящее время лицензию на предоставление мобильной телефонии имеют еще три компании Ц лСайгон Постел╗, лСайгон Коллинк╗ и лВиетел╗, однако доля этих компаний на рынке сотовых коммуникационных услуг пока незначительна.

Число абонентов мобильных сетей в 2001 году составило 1,25 млн., т.е. показатель плотности (% абонентов мобильной телефонии к общему населению) равнялся 1,5 (для сравнения: в Китае Ц 11). Несмотря на скромные показатели, вьетнамский рынок мобильных услуг развивается очень быстро Ц еженедельно регистрируется до 10 тысяч новых абонентов. Вьетнам всецело разделяет присущий азиатским странам особый энтузиазм в отношении мобильной телефонии. Привлекательность мобильных телекоммуникаций для вьетнамского населения стимулирует приход на национальный рынок ведущих мировых компаний, занятых сотовыми коммуникациями. Во Вьетнаме открыли свои представительства лНокиа╗, лМоторола╗, лСименс╗, лЭрикссон╗.

В октябре 1995 г. начали работать пейджинговые службы. Сегодня пейджинговая сеть функционирует на всей территории страны. Эта услуга предоставляется упомянутой выше компанией лВьетнам Телеком Сервисез Компани Ц Джи-Пи-Си╗ через трех главных операторов в Ханое, Дананге и Хошимине.

Приведенная статистика по телекоммуникациям, разумеется, не идет ни в какое сравнение с показателями развитых стран. Однако следует принимать во внимание не столько абсолютные цифры, сколько темпы роста данного сектора. В настоящее время телекоммуникационный рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов вьетнамской экономики. По оценке Международного телекоммуникационного союза, в последние 5 лет Вьетнам занимает второе место в мире после Китая по темпам роста телекоммуникационного рынка. Так, число основных телефонных линий на 100 человек составляло 2,6 в 1999 г., 4,5 в 2001 году и достигло 7,0 к началу 2003 г., при этом в сельских регионах страны было открыто 6 тысяч почтовых отделений и культурных центров, обеспечивающих доступ к телефонной связи более 90% сельских общин. Также Вьетнам входит в мировую десятку лидеров в области технологической модернизации телекоммуникаций.

Для реализации масштабных программ модернизации сектора связи руководство страны стремится привлекать иностранные инвестиции. Сегодня на местном рынке представлены ведущие мировые телекоммуникационные компании: лНЭК╗, лФранс телеком╗, лСингапур телеком╗ и др. лВи-Эн-Пи-Ти╗ создала совместные предприятия с ведущими региональными операторами Ц японской лЭн-Ти-Ти╗ и лКорея телеком╗. Программа строительства станций VSAT осуществляется при содействии крупного австралийского телекома и интернет-провайдера лТелстра╗. Корпорация лТелстра╗ также участвует в строительстве местной телекоммуникационной сети Ханой Ц Хошимин. В стране постепенно внедряются самые передовые информационно-коммуникационные технологии Ц ADSL, беспроводные технологии, IP-телефония, получает развитие кабельное телевидение. Построенная Главным управлением почтовой связи и телекоммуникаций широкополосная сеть позволяет принимать в Ханое и Хошимине кабельное и спутниковое ТВ, а также видео по запросу.

Однако целый ряд факторов тормозит развитие вьетнамского сектора ИКТ. Информатизация сдерживается бюрократической системой, нерыночными подходами, характерными для социалистической экономики.

Необычайно медленным для нынешних мировых темпов развертывания новых технологий оказалось внедрение японской беспроводной телефонии PHS.

PHS (система персональной телефонной связи, Personal Handyphone System) была разработана в 1995 г. японской корпорацией лЭн-Ти-Ти╗. Суть технологии заключается в том, что в домах телефонный аппарат действует как беспроводной, подключенный к стационарной сети (так называемый лрадиотелефон╗, широко применяемый в домохозяйствах и офисах), а в городе эта же телефонная трубка подсоединяется к сотам и функционирует как обычный мобильный сотовый телефон. В течение 1990-х гг. японцы успешно внедряли PHS-технологию во всех регионах, кроме Северной Америки и Европы. В конце 1990-х гг. PHS-службы действовали в Китае, Таиланде, Сингапуре, Филиппинах, Австралии, Новой Зеландии, Египте, ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции, Иордании, ЮАР, Танзании, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Уругвае, Перу, Гватемале и др. Технология пользуется широкой популярностью у потребителей, например, австралийцы называют PHS лтелефоном Дика Трейси╗ (Дик Трейси, полицейский сыщик, герой популярных комиксов, использует для поимки преступников полуфантастические технические изобретения).

С 1996 г. эта передовая технология начала внедряться во Вьетнаме. С японской стороны в проекте принимали участие корпорации лЭн-Ти-Ти╗, лНЭК╗ и лПи-Эйч-Эс Интернэшнл Лимитед╗ (PHS International Limited), с вьетнамской Ц лХанойская корпорация почтовой связи и телекоммуникаций╗ (дочерняя структура лВи-Эн-Пи-Ти╗). С конца 1996 г. проходили полугодовые тестовые испытания технологии в Ханое. За этот период PHS-службой были оборудованы ведущие подразделения Главного управления почтовой связи и телекоммуникаций. До стадии продвижения технологии для рядовых потребителей дело не дошло. Пять лет спустя летом 2002 г. руководители вьетнамских телекоммуникаций вернулись к этому проекту. Проект осуществлен лВи-Эн-Пи-Ти╗ в сотрудничестве с американской компанией лЮ-Ти-Старком╗ (UTStarcom Inc.). В сентябре 2002 г., наконец, началась установка сетей PHS в Ханое и Хошимине. За годы, прошедшие после тестовых испытаний PHS в Главном управлении почтовой связи и телекоммуникаций, жители многих других стран, в том числе США, Малайзии, Чили, сумели оценить преимущества японской беспроводной телекоммуникационной системы.

На развитии информационной инфраструктуры Вьетнама негативно сказываются многочисленные ограничения и запреты на деятельность частных компаний в различных секторах производства и услуг в сфере информации и телекоммуникаций. Отметим тревожную тенденцию развития вьетнамского законодательства (которая, заметим, начинает душить наряду с вьетнамским китайский и индийский информационные рынки) Ц раздувание интересов отдельных ведомств, когда в законах постоянно проводятся идеи лицензирования и обязательной сертификации различных видов деятельности и информационных услуг и продуктов. Например, на рынке интернет-услуг компания вынуждена иметь дело сразу с четырьмя ведомствами: Главным управлением почтовой связи и телекоммуникаций, Министерством науки, технологии и окружающей среды, Министерством культуры и информации и Министерством общественной безопасности.

Для капитала, в том числе иностранного, чрезвычайно болезненны законодательные и бюрократические барьеры, с которыми сталкиваются компании на вьетнамском рынке. С начала 1990-х гг. в стране было выпущено множество новых законов, которые нередко противоречат друг другу либо сформулированы столь туманно, что имеется возможность их различных интерпретаций со стороны чиновников. Административная система выстроена чрезвычайно сложно, функции различных министерств и ведомств дублируются. Плохо функционирует судебная система, иностранные предприниматели отмечают низкий уровень подготовки персонала в местных судах. В продвижении апелляций и решении вопросов различными ведомствами не последнее место занимает коррупция. По наблюдениям американских специалистов, конфликты интересов иностранных и национальных частных компаний, с одной стороны, и вьетнамских государственных компаний, с другой, обычно разрешаются в пользу последних. В таких условиях капитал чувствует себя незащищенным. В результате этого большие усилия, которые прилагает вьетнамское руководство по участию в мировой и региональной кооперации, созданию совместных предприятий, новых иностранных компаний, представительств ведущих иностранных компаний, приводят к меньшему экономическому эффекту, чем в соседних странах Юго-Восточной Азии и Китае. Китай в отличие от Вьетнама пошел на более масштабные реформы в информационном и телекоммуникационном секторе, в частности, на либерализацию внутреннего рынка телекоммуникаций. В итоге специалисты отмечают все более заметный разрыв в темпах информатизации Китая и Вьетнама. Так, относительное количество вьетнамских пользователей Интернета отстает от аналогичного показателя Китая более чем в 5 раз (к расчету принимались данные Международного телекоммуникационного союза за 2001 г.).

Серьезной проблемой, тормозившей в течение 1990-х гг. развитие вьетнамской отрасли связи и информации, являлось сохранение естественной монополии. лВи-Эн-Пи-Ти╗ не только удержала за собой традиционный рынок основных телефонных услуг, но и захватила новые рынки сотовой связи и интернет-услуг. По сути, не была сформирована конкурентная среда ни на одном из рынков связи и информации.

Такая неблагополучная картина вынудила вьетнамское руководство принять меры по улучшению инвестиционного климата в секторе основных телекоммуникационных услуг. В конце 1999 г. руководство Главного управления почтовой связи и телекоммуникаций объявило о намерении реформировать национальный телекоммуникационный сектор. Однако задуманные реформы носили весьма осторожный характер. Главное управление выдало лицензии национальных операторов телефонной связи трем компаниям: лВи-Эн-Пи-Ти╗, лСайгон Постел╗ и лВиетел╗, при этом лВи-Эн-Пи-Ти╗ продолжает занимать доминирующее положение на рынке. Новые компании вынуждены арендовать телефонные линии у лВи-Эн-Пи-Ти╗, которая оставляет за собой функции первичного оператора связи. В 2000 г. компании получили право развивать IP-телефонию. Также в 2000 г. лицензию получила государственная лВьетнамская морская коммуникационная и электронная компания╗ (Vietnam Marine Communications and Electronics Company, Vishipel), являющаяся подразделением Министерства транспорта. В 2001 г. на рынок связи был допущен пятый игрок Ц государственная компания лЭлектрисити оф Вьетнам Информэйшн Компании╗ (Electricity of Vietnam Information Company).

Ведущие компании не подлежат приватизации. В целях мобилизации инвестиций было принято решение о приватизации небольших государственных компаний. Преимущество в получении акций имеют работники акционируемых компаний. Разработаны две схемы приватизации. В соответствии с первой схемой основной пакет акций (более 50% акций) остается в собственности государства. Второй вариант предполагает выделение государству не основного, а контрольного пакета акций. То есть государственное руководство оставило за собой регулирующие и контролирующие функции в деятельности даже небольших компаний в секторе основных телекоммуникационных услуг.

По оценкам западных экономистов, системная реформа лДои Мой╗ в последние годы становится все менее эффективной. Однако ряд факторов в перспективе может способствовать оживлению вьетнамской экономики. Намерение присоединиться к ВТО может заставить Вьетнам пойти на новые экономические реформы, не последнюю роль играет также заметное потепление американо-вьетнамских отношений. Важным фактором, стимулирующим более активное развитие информационно-коммуникационных технологий, по нашим оценкам, может стать усиливающееся стремление Вьетнама к повсеместной интеграции национального информационного пространства и рынков ИКТ в региональные рынки АСЕАН и АТЭС, наблюдаемое в последние годы. И еще один, скорее психологический аспект. С самого начала в развитии ИТ и коммуникаций Вьетнам пошел по китайской схеме с тем отличием, что вьетнамская политика в сфере ИТ носила более консервативный характер. При этом в последние годы наметилось отставание Вьетнама от Китая. Этот весьма неприятный для руководства Вьетнама фактор стимулировал принятие более смелых и либеральных решений в отношении дальнейшего развития информационной инфраструктуры.

Свидетельством изменений в экономической политике страны стал IX съезд Коммунистической партии Вьетнама (апрель 2001 г.), на котором в качестве генерального секретаря ЦК был избран известный сторонник ускорения реформ Нонг Дык Мань. Новый руководитель, сменивший на этом посту

70-летнего Ле Кха Фиеу, считается одним из самых молодых лидеров компартии, незадолго до избрания генсеком ему исполнилось 60 лет. Выступая на заключительном заседании IX съезда КПВ, Нонг Дык Мань, в частности, заявил, что лВьетнам будет более активно включен в рыночную экономику, дабы страна не плелась в хвосте самых развитых стран Азии╗. Новый лидер также предупредил, что намерен объявить войну коррупции и бюрократизации. Избрание Нонг Дык Маня расценивается многими западными и российскими наблюдателями как свидетельство готовности руководства Вьетнама к возобновлению серьезных экономических реформ.

В августе 2001 г. правительство утвердило новые правила регулирования Интернета, в соответствии с которыми частные национальные и зарубежные компании получают право предоставлять интернет-услуги на внутреннем рынке. При этом выход в глобальный Интернет продолжает контролироваться государственным монополистом лВи-Эн-Пи-Ти╗ через компанию лВи-Ди-Си╗. В октябре 2001 г. правительство одобрило план развития телекоммуникаций, который допускает частные компании на рынок основных телефонных услуг. Доля частных компаний должна составить к 2005 году 25Ц30% рынка, а к 2010 году Ц 40Ц50%. Доминирующая государственная компания лВи-Эн-Пи-Ти╗ подлежит реструктуризации. В конце 2002 г. на основе Главного управления почтовой связи и телекоммуникаций было сформировано Министерство почты и телематики (Ministry of Posts and Telematics (MPT)), которое продолжает осуществлять контроль и регулирование ИТ и телекоммуникаций. Несмотря на то, что правительственные документы формулируют условия, существенно ограничивающие деятельность новых игроков, тот факт, что руководство страны готово терпеть присутствие частного сектора на ранее монопольных государственных рынках, открывает новые перспективы для развития ИТ и коммуникаций Вьетнама. Первым шагом в этом направлении стала выдача шестой лицензии оператора связи акционерной компании лХаной Телеком╗ (Hanoi Telecom) в октябре 2002 г. При этом лХаной Телеком╗ стала второй после лВи-Эн-Пи-Ти╗ компанией, получившей одновременно с лицензией оператора фиксированной связи лицензии на деятельность на других рынках ИКТ-услуг: сотового оператора и интернет-провайдера.

quehuong.narod.ru



Hosted by uCoz