В.И.Антощенко

ПРЕДСКАЗАНИЕ И ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ В КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ ВО ВЬЕТНАМЕ

В системе научного знания стран конфуцианской культурной традиции искусство истолковывать природные знамения, предсказы-вать судьбу человека или будущее правящей династии ценилось на-равне с умением комментировать события классической китайской древности, сочинять стихи или врачевать людей. Во Вьетнаме пред-ставители оккультно-магической практики считали Ши Ньепа (тай-шоу Цзяочжи, 189?-226) своим родоначальником, но и конфуцианцы даровали ему титул Намзяо хок то («Предок учености в Намзяо»). Кроме этого, Ши Ниеп покровительствовал буддизму, люди ху (буд-дийские проповедники) составляли в его окружении большое число, в годы его правления в Цзяочжи сооружаются первые буддийские хра-мы и монастыри. Буддийские монахи, отшельники и патриархи сдела-ли большую часть официально зарегистрированных летописями пред-сказаний X-XII вв. С XIII в. буддийские предсказания, а также чудеса и чудесные знамения исчезают со страниц официальных летописей, но продолжают играть большую роль в формировании корпуса легенд и преданий местных духов-героев.

Пророчество и предсказание – это действия сакрального по-рядка, поэтому они были связаны в первую очередь с персонажами государственного и народного пантеона духов. Речь идет об охранных духах разного уровня: правителях вьетских земель, общинных духах-хранителях, конфуцианских лауреатах и воинах-героях.

I. Предсказание

1) геомантика (фонг тхуи, диа ли)

Покровителем науки о «ветрах и водах» во Вьетнаме считает-ся уроженец уезда Таоа (пров. Нгеан) Нгуен Дык Хуен, который в XVI в. выучился в Китае и прославился на родине удачным выбором захо-ронений. Подробные геомантические описания Вьетнама составля-лись и до него: Гао Пянем в IX в. и Тю Ван Аном в XIII в. Если второй предшественник Учителя из Таоа был хорошо известен как выдаю-щийся конфуцианец (покровитель вьетнамского конфуцианства), то первый использовал обширные познания в этой области для борьбы с вьетским духами. Намереваясь лишить вьетскую землю способности рождать в будущем героев и правителей, Гао Пянь пытался нейтрали-зовать действующих духов при помощи магии, а будущих духов – при помощи закапывания амулетов в места их возможного появления. И то, и другое, как известно, Гао Пяню не удалось сделать.

Во Вьетнаме геоманты принимали участие в выборе места для строительства крепостей, поминальных храмов, жилых домов и захо-ронений. Для жилых домов обычно подбирали правильное направле-ние и дату закладки фундамента и установки крыши, а место для пе-реноса столичной крепости или для захоронения предков выбиралось более тщательно. Вьетнамцы верят, что удачное захоронение предков благотворно сказывается на потомках. И, наоборот, нельзя беспокоить останки усопших предков, иначе это может иметь отрицательное влияние на живых родственников. При помощи подробной карты и специального геомантического компаса изучался рельеф местности, исток и направление геомантических жил лонг мать (досл. «жилы дракона»), тип геомантического рисунка будущего захоронения. Наи-более благоприятными типами считалось сочетание феникса с драко-ном (захоронение предков правящего рода), тигра с драконом (место-расположение Тханглонга), а также такие, как «шесть драконов бо-рются за жемчужину», «единорог созерцает луну», «слон преклонил колени» и пр.

Один из важнейших видов предсказаний – указание на место рождения правителя. Делать это следовало очень осторожно, по воз-можности скрывая истинный смысл и звучание топонима (который после прихода династии становился запретным), а также скрывая от посторонних глаз явное выделение кхи (кит. ци) правителя (при по-мощи высаживания хлопкового дерева и размещения ступ вокруг мо-настыря Кофап, где должен появиться будущий правитель новой ди-настии Ли).

Выбор места для переноса столицы – важнейшее государст-венное мероприятие, требующее, с одной стороны, подробного изуче-ния, геомантических карт местности, с другой стороны, – благосклон-ного расположения местных духов-хранителей. В 1009 г. Ли Конг Уан (император Ли Тхай-то, прав. 1009-1027) опирался на геомантические планы крепостей Лонгтхань и Дайла, составленные танскими намест-никами Ли Юаньси (духу в Аннаме, 822-826) и Гао Пянем (цзедуши в Аннаме, 864-868). В XVIII в. тюа Чинь и правители Тэйшоны тща-тельнейшим образом изучали местность для строительства новых сто-лиц (в обоих случаях перенос не состоялся).

Зыонг Тон, геомант-отшельник из Нгеана, известный пристра-стием сдавать провинциальные экзамены за других, в начале XVII в., по поручению тюа Чинь определил геомантически правильную ори-ентацию дворца правителя, который сооружался в Донгдо, за что был щедро вознагражден.

Захоронение предков правящего императорского дома, а так-же именитых военных и гражданских родов было связано с немалыми затратами (нанять хорошего геоманта стоило дорого). Как свидетель-ствуют литературные источники, с расходами в таком важном деле не считались даже бедняки, которые готовы были распродать все свое недвижимое имущество ради получения благоприятного места захо-ронения. Сдать конфуцианские экзамены суждено было лишь тем, кто помимо знания конфуцианских канонов, имел подобное захоронение, которое даруется семье за накопленные в поколениях добродетели. Благоприятное геомантическое расположение общины Мочать (уезд Дыонган, пров. Хайзыонг) и удачное захоронение на ее территории танского наместника У Хуня (духу в Аннаме, 841-843 гг.), предка вьетнамского лауреатского рода Ву, предопределило неизменный ус-пех его отпрысков на конфуцианских экзаменах.

Неправильное захоронение или топтание на могилах предков могло привести к прямым физическим увечьям – слепоте и глухоте.

2) физиогномика (сэм тыонг), гадания (тьием доан).

Предсказание судьбы осуществлялось по традиционной схеме древнекитайского гадательного канона «Ицзин». Для определения на-бора гескаграмм использовались тростниковые палочки (50 палочек), начертание иероглифа, три монеты.

Гадание по внешнему облику проводится по лицу (выделяется 12 зон, 3 периода судьбы), по ладони руки (8 участков ладони – 8 три-грамм), а также по всему телу (голова, лицо, руки, ноги, тело).

Популярным среди вьетнамцев является предсказание судьбы по методу ты ви – распределение по 12-ти отделам благоприятных и неблагоприятных сочетаний циклических знаков года, месяца, дня и часа рождения и 14 созвездий. Предсказание на 1 год считается крат-косрочным, а на 10 лет – долгосрочным. В настоящее время существу-ют компьютерные программы для составления подобных гороскопов.

Другие виды народных гаданий – гадание у шаманов, гадание по паре вареных куриных лап, гадание по поэме «Киеу» и пр.

По своему внешнему облику благородный муж, не говоря о правителе, должен выделяться из общей массы. Как правило, это ро-динки на спине, напоминающие чешую дракона или созвездие Боль-шой Медведицы, характерная выпуклость на лбу (солнечный рог дра-кона), длинные уши и свисающие до колен руки (признак мудрости), усы и борода (признак благородства и мужественности).

Духи-герои и духи-правители наделяются и необычными ка-чествами: огромный рост, богатырская сила, отвага, храбрость, ум. У будущего родоначальника всех вьетнамских правителей Нго Куена (прав. 938-944) «блеск глаз был подобен молнии, поступь величавая, как у тигра». Бесстрашная воительница III в. из Кыутяна по имени Чиеу Ау имела груди длиной 3 тхыок (1,28 м), перед сражением она завязывала их за спиной. Лауреат Нгуен Зоан Кхам не знал себе рав-ных в борьбе, а Динь Лыу – в подбрасывании волана ногой (да кау). Необычность могла проявляться и в странных формах: неумеренный аппетит (Ле Най за раз съедал 18 чашек риса и 12 чашек бульона, Ле Ньы Хо съедал за 7-х), странные повадки, боязнь дневного света и пр.

Как правило, необычное поведение являлось частью родовой (династийной, храмовой) легенды. Предполагалось, что будущий пра-витель, лауреат или полководец обязан проявить себя еще до офици-ального признания («пока дракон еще скрыт»). В отношении будущих правителей – это, как правило, проявление недюжинных организатор-ских способностей и приобретение авторитета среди окружающих не-ординарными поступками (кража и убийство свиньи Динь Бо Линем, убийство буйвола для совместной трапезы Чинь Киемом).

3) астрология

Астрологическая палата (Ты тхиен зам или Кхам тхиен зам) занималась ведением календаря, фиксированием, объяснением и предсказанием аномальных небесных явлений (появление кометы, солнечное и лунное затмение, звездный дождь). Помимо этого она оп-ределяла благоприятные и неблагоприятные дни для важных государ-ственных дел, исходя из традиционной нумерологической теории и принципов сочетаемости циклических знаков. В публикуемых до на-стоящего времени во Вьетнаме календарях обозначаются благоприят-ные и неблагоприятные дни недели для различных циклических зна-ков. В народной среде небесные явления получают собственное тол-кование, например: затмения солнца и луны – к переменам, комета – к войне, светящийся ореол вокруг луны – к засухе, выпуклая луна – к ливню. Среди вьетнамских буддистов распространен обычай гадания по небесным светилам и определения благоприятности/неблаго-приятности определенных лет жизни.

4) ясновидение, устное или письменное (стихотворное) про-рочество (шам).

В 1996-1997 гг. во вьетнамских печатных изданиях появились сообщения о двух ясновидцах: Бить Ханг, которую приобрела свой дар в результате укуса бешеной собаки, и Нгуен Ван Лиен, который без хирургического вмешательства пережил перитонит. В основном их услугами пользуются во Вьетнаме для определения места нахож-дения останков пропавших без вести в войну родственников. Некото-рые обладающие паранормальными способностями вьетнамцы со-трудничают и с американской миссией по поиску пропавших амери-канских солдат.

Предсказание будущего практически всех династий независи-мого Вьетнама сделал буддийский патриарх Ван Хань в начале XI в., много точных сведений о ближайшем будущем узнали современники известных ученых-отшельников Нгуен Бинь Кхиема в XVI в. и Нгуен Тхиепа в XVIII в. Известный точными предсказаниями Нгуен Ты Кы-онг задолго до восстания Чинь Суана предрекал переход трона тюа от Чинь Тунга (прав. 1570-1623) к Чинь Чангу (прав. 1623-1657), за что был отравлен Чинь Суаном. Нгуен Бинь Кхием составил несколько стихотворных сборников, в которых он в латентной форме предска-зал, как считают исследователи, судьбу Вьетнама на 500 лет вперед. Его перу принадлежит следующее четверостишье:

«В [период] хвоста дракона и головы змеи будут военные невзгоды.

Раздоры повсюду повлекут вооруженные столкновения.

На крупе лошади и в козьей повозке кончатся герои.

Придут годы Обезьяны и Петуха, и увидим благоденствие».

Конец годы Дракона и начало года змеи – 1940-1941 гг., годы Лошади и Козы – 1942-1943 гг., а годы Обезьяны и Петуха – 1944-1945 гг. Будущий президент Хо Ши Мин, по-видимому, был хорошо знаком с этим текстом, поскольку еще в 1940 г. в конце хронологиче-ской таблицы, прилагавшейся к его известному стихотворению, по-священному вьетнамской истории, приписал: «1945 г.: Независимый Вьетнам».

Большинство письменных предсказаний строятся на зашиф-ровке родового знака правящей династии, например: «восемнадцать сыновей – это дом Ли», «восточная опора – это дом Чан», «хлеб, серп и дерево – это дом Ле». Некоторые конфуцианские ученые допускали употребление запретных знаков, что становилось причиной бедствий, которые обрушивались на их семьи. К примеру, считается, что ре-прессии на род Нгуен Чая обрушились в результате намеренного употребления им табуированных имен минских императоров в своем известном «Воззвании по случаю умиротворения китайцев». Стихи-ответы (кау дой) многих лауреатов признавались впоследствии проро-ческими для их судеб.

II. Предзнаменование

Знамения бывают добрые, неблагоприятные и ложные.

1) вещий сон, непосредственные предначертания духов

В наиболее важных случаях духи приходят во сне самостоя-тельно. Это в первую очередь касается рождения будущего правителя. Например, матери Динь Бо Линя во сне явился величественный муж с верительной биркой и императорской печатью в руках и попросил разрешения перевоплотиться. Матери Ле Хоана приснился сон, будто из чрева ее вырос цветок лотоса, на котором сразу завязался плод. Ро-ждение лауреатов и духов-героев было связано с появлением необыч-ного света, падением звезды, заползанием во чрево сколопендры, пе-ревоплощением духов.

Иногда приходилось специально обращаться к духам за пред-знаменованием – кау монг. Желающему это сделать следовало в чис-той одежде, после соблюдения поста, прийти в храм того духа, у ко-торого хочешь получить предсказание и заночевать там. Иногда духи давали прямое предсказание, иногда – иносказательное. Для расшиф-ровки этих сновидений существовали специальные толкователи снов. Например, если во сне солнце зашло в дом – к повышению по службе, а если выпадают зубы – жди смерти кого-то из близких. Соискатели ученых степеней на конфуцианских экзаменах ходили специально уз-нать о своих шансах в храм духа Чан Ву, расположенный на берегу Западного озера.

Нгуен Куи Дыку во сне явился дух самого Конфуция, посето-вавший, что во вьетнамском Конфуцианском храме церемонии прохо-дят нерегулярно. Нгуен Мау Тхиню во сне явился дух канцлера Зяп Хая и посоветовал не пытаться отменить его культ в уезде Зялам. Смерть жестокого и завистливого Ле Хи была предсказана небесным духом: «Ле Хи скоро будет лишен всего». Однако духам непозволи-тельно принимать самостоятельные решения в вопросах, касающихся предречения грядущих событий – Нгуен Данг Као насильно заставил местного духа открыть ему будущее, за что Небо уничтожило алтарь этого духа.

2) зачатие от духа

Дух мог явиться женщине как во сне, так и наяву в облике дракона, обезьяны, выдры, нищего, бродячего геоманта и т.д. Весьма популярным был сюжет непорочного зачатия в буддийском храме или монастыре, но с последующим изгнанием (император Ли Тхай-то, дух Ман-ныонг из пагоды Фап Ван), либо от следа великана (Богатырь Зонг из Фудонга). Одновременно могло существовать несколько вер-сий зачатия, например: Ли Конг Уан был зачат либо от духа в челове-ческом облике в окрестностях монастыря Тиеушон (официальная вер-сия), либо от белой обезьяны (первая храмовая версия), либо от слу-чайного столкновения с настоятелем монастыря (вторая храмовая версия).

3) рождение

В момент рождения выдающихся личностей фиксируются та-кие знамения, как «все помещение наполняется удивительным све-том/ароматом» (это проявление кхи правителя), падение с неба звезд. Рождение правителя обязательно сопровождается природными знака-ми: при появлении на свет будущего императора Ли Тхай-то в области Кофап собака родила белого щенка, у которого на спине были пятна черной шерсти, узор которых составился в иероглифы «Сын Неба», а при рождении будущего императора Ли Тхай-тонга у одного буйвола в округе Чыонган отпали старые и выросли новые рога.

4) приход и деяния будущего правителя или духа-героя

Приход в этот мир будущего правителя обозначался потусто-ронними силами: местными духами или желтыми драконами, симво-лизирующими фигуру императора. Динь Бо Линю желтые драконы помогали спастись при падении в реку, над Ле Хоаном желтый дракон нависал во время сна, как бы охраняя его. Дух горы донга Хоалы, не-подалеку от алтаря которого проживала овдовевшая мать Динь Бо Ли-ня, при помощи улиток начертал на листьях лотоса слова «Сын Неба».

Накануне назначения Нгуен Конг Ханга тхам тунг (канцле-ром), смены эры правления и провозглашения нового реформаторско-го курса под девизом Бао-тхай (в 1720 г.), к одному из его подчинен-ных во сне явился сунский премьер и реформатор Ван Аньши, что и было истолковано как добрый знак свыше.

Источники описывают случай несвоевременного прихода бу-дущего императора (один из конфуцианских учеников в Нгеане), ко-торый должен был уйти из жизни еще до сдачи провинциального ис-пытания, поскольку мандат на правление династии Поздние Ле к тому времени еще не был исчерпан.

Успех в делах правителя также предвещался появлением жел-того дракона. Сообщения летописей по XI-XII вв. пестрят указаниями на присутствие дракона то на строительстве крепостей, дворцов и храмов, то во время праздника, то во время военных походов на Чам-пу и в предгорные районы.

5) сдача конфуцианского экзамена

Известие о предстоящей сдаче экзаменов могло быть передано через хозяйку постоялого двора, паромщика, старуху на рынке, слу-чайного прохожего, даже вора, которому являлось свыше знамение (небесный глашатай, зачитывающий списки сдавших, и т.п.). Если Дао Шы Титю было суждено сдать экзамены, то даже такая каждо-дневная неблагоприятная примета, как встреча женщины у выхода из дома, уже не могла помешать исполнению воли Неба. Непосредствен-но сдавать экзамены помогали духи известных ученых-конфуцианцев, которые нашептывали на ухо комментарии, помогали подобрать удачную стихотворную рифму, насылали боль в животе на сильных соперников.

6) преждевременная смерть правителя, падение правящей династии

Неблагоприятные для правителя Динь Бо Линя и правящей династии Динь знамения проявляются в поврежденном захоронении (геомантический рисунок «меч в голове лошади» вызывает насильст-венную смерть), в нанесении порчи символам верховной власти (вы-ступы нефритовой верительной бирки кхюэ обломились при столкно-вении с носом лодки будущего правителя). По преданию, династия Чан в XIV в. пресеклась по причине того, что был прорыт канал, пере-резавший лонг мать. На основании употребления сокращенного на-чертания иероглифа «коук» («государство») в кау дой, написанном в начале XIV в. лауреатом Мак Динь Тьи, предком основателя династии Мак, было сделано предсказание о недолгом правлении новой дина-стии. Справедливости ради стоит отметить, что многие «предзнамено-вания» могут быть более позднего происхождения, чем сами «пред-сказанные события».

Падению власти Ле-Чинь на севере предшествовало неблаго-приятное знамение прямо напротив дворца тюа Чинь – озеро Воз-вращенного меча озарилось светом, идущим со дна озера наверх, вода в озере закипела, водные существа погибли в большом количестве. Прорицатели утверждали, что священный меч, обороненный Ле Лоем, покинул озеро, а с ним закончился и мандат на правление.

7) ложные (сфабрикованные или неверно истолкованные) знамения

Литературные источники зафиксировали немало случаев лже-пророчеств, причем некоторые из них впоследствии сбывались. Один провалившийся на экзаменах соискатель для того, чтобы не выслуши-вать упреки жены, ночью незаметно пробрался к дому, забрался на крышу и, подражая голосу Духа Земли, гулко (в кувшин) произнес прорицание, что если ее муж в этот раз сдаст экзамены, то она скоро-постижно умрет, а если нет, то в следующий раз он непременно сдаст и все будет хорошо. Домой он пришел через сутки, и его жена неска-занно обрадовалась тому, что он провалился. А еще через три года он действительно сдал на степень тиен ши. В другом случае благодаря фальсификации небесных списков тех, кому предстоит сдать экзаме-ны в новом году, одному сельчанину удалось получить от общины средства на поездку в столицу.

Правда, были и трагические случаи неправильного истолкова-ния пророчеств. До Тхить как-то увидел падающую в устье реки звез-ду и истолковал это таким образом, что наступил благоприятный слу-чай для цареубийства. В результате, он был схвачен, ему раздробили кости, изрезали на полоски его тело и отдали на съедение подданным царства, которые поспешили их проглотить.

quehuong.narod.ru



Hosted by uCoz