О.В.Новакова

СОЗДАНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ВЬЕТНАМА

В СВЕТЕ КОНТАКТОВ ЗАПАДНОЙ

И ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1. Первые контакты двух больших цивилизаций – Западноевропейской и Дальневосточной, центром которой был Китай, – и которые развивались до этого практически независимо одна от другой, произошли примерно в одно и то же время: в период с середины по конец 16 века, и это было знакомство с основным феноменом, сутью и смыслом западной культуры и истории – с христианством.

2. Будущее нации определяется на глубинном уровне не экономической или политической ситуацией, а жизнеспособностью обществ, которые их составляют. Жизнеспособность общества связана с характером культурного генотипа, присущим этому обществу и который определяет его эволюцию. Но этот генотип сформировался ещё в первоначальной фазе общественной жизни, когда религиозный фактор был ведущим, и религия, прежде всего, лежала в основе формирования этого культурного генотипа, была определяющим фактором.

3. Каждое общество организуется в культурном отношении, следуя своему, только ему присущему, видению мира. Выявленные именно через историю религий специфические культурные схемы могут принести наибольшие результаты в процессе изучения человеческих сообществ.

4. Общественное воспроизводство культуры сохраняет систему ценностей в том виде, в каком она была зафиксирована в культурном генотипе, подверженному в очень большой степени влиянию религиозной мысли, которая придала ему трансцендентное основание, фундамент, прочно скрепив тем самым социальный консенсус данного сообщества.

5. В слаборазвитых обществах боязнь утратить систему традиционных ценностей влечет за собой отказ от новой, более современной цивилизации, т.к. по отношению к ней слишком древняя культура не обладает должным динамизмом, который обеспечил бы ее возрождение и она рискует исчезнуть, будучи поглощенной модернизацией.

6. История религий есть вклад первого значения перед лицом

кризисного состояния современных обществ: она призвана помочь им сохранить смысл их истинной идентичности путем восстановления подлинной ценности их традиций.

10. Для понимания этого феноменального явления, причин

успешного и устойчивого распространения католицизма во Вьетнаме необходимо изучение религиозной жизни самого вьетнамского общества как основной предпосылки распространения христианства.

Основу организации вьетнамского общества составляет многодетная патриархальная семья (патриархальные тенденции сильно возросли в 15 веке после того как конфуцианская идеология была воспринята вьетнамскими правителями и объявлена официальной государственной идеологией). Традиционная прочность семьи, ее незыблемые устои, придавали большую силу вьетнамскому обществу в целом, которое, опираясь на семейную организацию, достигало очень большой степени сплоченности. Этому во многом также способствовали местные верования, прежде всего в духов – покровителей общины, страны, культ которых осуществлялся на национальном уровне. В семьях же наиболее массовым и почитаемым был культ предков – основное верование вьетнамцев.

Религиозная ситуация во Вьетнаме характеризуется религиозным синкретизмом и веротерпимостью, присущей вьетнамцам.Множественность религий (буддизм, даосизм) и конфуцианская этико-философская доктрина с элементом обожествления власти правителя – сына Неба, придававшего ему сакральный характер, была характерна для стран конфуцианского ареала.

Необходимо отметить также специфику политики правителей Нгуенов (на Юге страны), где конфуцианские традиции были очень ослаблены.

В результате в разных частях Вьетнама происходило взаимодействие различных факторов, влиявших на религиозную ситуацию в стране.

11. Несмотря на то, что в 16-17 веках Вьетнам предстает перед нами разделенным на два княжества Севера и Юга (Дангнгоай и Дангчаунг), ведущими между собой постоянные междоусобные войны, вьетнамское общество предстает в истории в преддверии нового времени как “…наиболее сильное на всем Индокитайском полуострове. Его примечательное единство культуры и верований, его гордость за то, что оно смогло освободиться от китайской зависимости, его сильная общественная дисциплина обеспечили ему национальное сплочение такого уровня, которое не встречается у других народов и знания миссионеров производили бoльшее впечатление, чем их религиозное призвание. Особенно это относится к китайским ученым.

13. Для понимания процесса восприятия христианства странами конфуцианского мира необходимо отметить, что наибольший успех в его восприятии и распространении получили те элементы христианского вероучения, которые были наиболее близки и понятны китайскому или вьетнамскому обществу, казались наиболее полезными и интересными. Например, дыхательная техника, философская доктрина были хорошо восприняты в некоторых даосских кругах, в народе –все, что было связано с чудесами, а также с традиционными моральными енностями вьетнамцев: сыновней почтительностью, пятью добродетелями и т.д. Просвещенные китайцы, тесно соприкасавшиеся с миссионерами, считали, что математика и христианство неразрывно связаны между собой и представляют единое “небесное учение”.

Так происходил отбор наиболее интересных и приемлемых  элементов нового вероучения, таким образом осуществлялось первыми миссионерами знакомство и первые контакты двух культур, двух цивилизаций: Запада и Востока.

14. Важнейшим каналом распространения христианства в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии были книги религиозного содержания, зачастую переводившиеся и распространявшиеся самими миссионерами.

Большим событием стало создание миссионерами современной типографии в Бангкоке уже в конце 18 века – в 1796 году. Епископ Гарно применил уже известный метод латинизации к тайскому языку, написав таким методом катехизис и напечатав его.

Это было первое печатное издание бангкокской типографии.

Техника типографского печатания, принесенная европейцами на Восток, несла важную функцию формирования через книги определенного образа мышления, иного менталитета среди определенных слоев населения.

Подводя итоги всему вышеизложенному, можно констатировать, что практически вся новая история мира от 16 до 19 века прошла в совместном существовании двух цивилизаций и культур – Западной и Восточной. Следует отметить особую роль миссионеров, которые создали огромный мир западной культуры и религии – христианства .

 

Launay. Memorial de la societe des missions etrangeres. Paris, seminaries des mis-

sions etrangeres. 1916, Vol. 2, p. 266

quehuong.narod.ru



Hosted by uCoz